И все же средневековая культура сохранила некоторые культурные формы,
созданные Античностью (прежде всего Римом). Правда, очень часто в
урезанном, поверхностном виде. И всегда в связи с новыми ценностями и
целями. Например, средневековое образование продолжало строиться как и
позднеантичная система «семи свободных искусств»: сначала изучали
грамматику, риторику и диалектику, потом геометрию, арифметику, музыку,
астрономию. Но в Античности образованность имела самостоятельную
ценность, а невежественный человек никогда не становился до конца
свободным, оставаясь рабом своих страстей и внешних обстоятельств. В
Средние века образование было прежде всего средством для богослужебной
практики и управления государством. Некоторые дисциплины, в частности,
риторика, полностью изменили свой смысл. В раннее Средневековье риторика
стала искусством скорее письменного, а не устного слова, практикой
искусного составления деловых документов, а не искусством прекрасно
говорить. Арифметика формировала навыки счета и решения задач, но никак
не связывалась с познанием сущности мира как в Античности.
Основание средневекового богословия было античным. Несколько веков
христианская философия развивалась еще в рамках Античности. Христианство
вынуждено было отстаивать свои идеалы, находясь в культуре с глубоко
развитой системой онтологии, гносеологии, логики, с утонченным
искусством полемики. Бороться с языческой философией, которая начала
проникать в христианство в форме ересей, можно было только ее же
средствами. Возникающее богословие опиралось прежде всего на античный
неоплатонизм. Но в отличие от Античности, философия в Средние века
перестает быть последним способом постижения истины. Выше нее становится
вера.
Церковная организация раннего Средневековья еще достаточно долгое
время продолжала строиться по принципу античных полисов: относительно
независимые митрополии, а затем патриархии создавали единый союз. Хотя
римские епископы задолго до фактического разделения церквей в 1054 г.
стремились к созданию централизованной церкви и реально обладали особыми
правами (поскольку апостолами Петром и Павлом была основана именно
Римская Церковь, а значит именно Рим сохраняет чистоту вероучения). Но и
здесь христианство заимствовало только форму. Ведь основным достоянием
полисной организации была свободная гражданственность, а христиане, даже
епископы, были рабами, пусть и Божьими.
Несомненно влияние Античности и на средневековое искусство.
Купольный храм, базилика как архитектурные формы были заимствованы из
римской культуры. В скульптуре использовались традиции античных
мастеров. Связь иконописи и греческой живописи проявлялась в технике,
форме, а вначале и в использовании античного сюжета в качестве символа
для сюжета христианского. Но искусство в Средние века призвано прежде
всего приблизить человека к Богу, вечности, освободиться от природного
начала, а не подчеркнуть гармонию телесного и духовного, материи и
формы.
Сохраняется и языковая преемственность древнеримской и средневековой
культуры. Латынь остается языком учености и церковной проповеди. Однако
людей, которые считали этот язык родным, становится все меньше. К 8 в.
во многих варварских королевствах население перестало понимать латынь.
Примечательно, что Средневековью была известна очень небольшая часть
античного книжного наследия. Причем в качестве образцов использовались в
основном тексты тех античных авторов, которые самой Античности были
практически неизвестны, а о тех, кто определял развитие научной мысли
Греции и Рима, в Средние века знали очень мало. Например, из работ
Платона до 12-13 вв. изучалась только часть диалога «Тимей». Евклид,
Архимед, Птолемей были надолго забыты. При этом авторитетным географом
становится Юлиан Солин (3 в.), работы которого содержат фантастические
описания стран и явно тяготеют к мифу.
В большей степени античное культурное наследие сохранилось в
Византии и именно она осуществила синтез античной и христианской
традиции и стала одним из посредников в передаче античного наследия
Европе.
Главным явлением культурной жизни поздней Античности, которое
перешло в Средневековье, став его фундаментом, было христианство. Уже к
концу 4 в. большинство населения Римской империи было, хотя бы
формально, христианским. На фоне развала Античной цивилизации только
церковная организация смогла сохранить свою жизнеспособность и стать
культурно-объединительной силой Европы.