Широкое пространство действия объединяется
гиперболической быстротой передвижения по нему действующих лиц. Всеслав, по
выражению автора "Слова", хитростями подперся на коней и скакнул к
городу Киеву и доткнулся копьем до золотого престола киевского. Отскочил от
него лютым зверем. В полночь из Белгорода скрылся в синем облаке, наутро же,
поднявшись, оружием отворил ворота Новгорода, расшиб славу Ярослава.
В обширных пространствах Руси могущество героев
"Слова" приобретает гиперболические размеры: Владимира Мономаха
нельзя было пригвоздить к горам Киевским; Галицкий Ярослав подпер горы,
затворил Дунаю ворота.
Народная стихия в "Слове" выражается в
характерных для народной поэзии отрицательных метафорах ("у Немиги
кровавые берега не добром были засеяны — засеяны костьми русских сынов"),
в фольклорных эпитетах (чистое поле, острые мечи, каленые стрелы, синее море,
черный ворон,красные девы и др.), в некоторых гиперболах, сравнениях и т. д.
Вся художественная система "Слова о полку
Игореве" построена на контрастах.
Один из самых острых контрастов, пронизывающих всю поэму,
— это контраст книжных элементов стиля с народно-поэтическими. Элементы книжные
и устные переплетаясь, создают своеобразие и разнообразие стиля этого
небольшого, но исключительно богатого по форме и содержанию произведения.
Автор очень скуп на эпитеты, но зато употребленные им
— метки. Например, такие эпитеты: "жемчужная" душа,
"теплые" туманы, "живые" струны.