Сравнительная характеристика Роланда и Ильи Муромца по "Песни о Роланде" и былине "Илья Муромец и Соловей-Разбойник".
В этой работе мы сравним образы Ильи Муромца и Роланда, чтобы определить черты сходства и различия фольклорных героев разных народов и попробовать сделать выводы о народных идеалах средневековых Руси и Франции.
Прежде всего, заметим, что оба героя доблестно сражаются с врагами своей страны, оба обладают необычайной силой, оба непобедимы в бою.
Кроме того, как в "Песни о Роланде", так и в былине "Илья Муромец и Соловей-Разбойник" подчеркивается религиозность героев.
Илья ориентируется во времени по молитвам - "Он стоял заутреню во Муроме,
А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град".
Войдя в княжеские палаты, крестится.
Роланд же перед смертью обращается к Богу с просьбой принять его в рай и протягивает Господу перчатку, признавая его своим сеньором.
Оба героя стремятся служить верховному правителю своей страны.
На этом сходства заканчиваются.
Рассмотрим различия.
Роланд молод и "прекрасен телом", а Илья называет себя "старым казаком" и сказитель упоминает его "дородную фигуру". Роланд знатного рода - он племянник короля, а Илья - крестьянский сын из села Карачарово. Это, так сказать, исходные данные. Еще более важные различия проявляются в характере и поведении героев.
Роланд эмоционален и красноречив. Он обращается со страстными речами к своим рыцарям, призывая их на бой и обещая славу и добычу, он оплакивает павших друзей, он не упускает случая произнести маленькую речь над поверженным врагом и не раз повторяет: "Мы правы, враг не прав - за нас Господь".
Илья Муромец оказывается полной противоположностью французскому рыцарю. Он спокоен и немногословен. Лишь дважды он выражает словами свое отношение к происходящему. В первый раз грубо одергивает собственного коня, споткнувшегося от рыка и посвиста Соловья-Разбойника; во второй - произносит посмертный приговор злодею.
Причины, по которым герои совершают свои подвиги, также различны. Роланд часто упоминает Францию и французов, его не раз называют защитником страны, но более всего рыцаря волнует то, как оценит его поступки король. Заметим, что подвиги свои рыцарь совершает преимущественно в захватнических походах, которые обеспечивают славу и походу европейскому владыке и его вассалам.
Русский же богатырь ведет себя очень независимо, если не грубо, по отношению к князю Владимиру. Он начинает с того, что распахивает дверь в "столовую горенку", где пирует князь, а заканчивает указанием (князю!) принести вина для раненого Соловья-Разбойника. Значит, ему важно не княжеское одобрение. Илья едет в Киев, потому что это - сердце русских земель.
Отношение богатыря к Руси похоже на отношение крестьянина к своему хозяйству: если встретил какой непорядок, надо устранить - не славы и похвалы ради, а потому что хозяйство - свое.
Подводя итог, можно сказать, что и французский, и русский эпосы воплощают национальные идеалы в образах могучих воинов, но рыцаря вдохновляют на подвиги верность сеньору и желание славы, а богатыря - необходимость защитить свою землю и свой народ от посягающих на них злодеев.
Роланд привлекает к себе благородством и силой страстей,
а Илья - спокойной народной мудростью.
Итак, мы приходим к выводу, что несмотря на кажущееся сходство (бросающиеся в глаза различия),
рассматриваемые персонажи воплощают совершенно разные идеи (очень близки по духу).