Основной жанр поэзии Ломоносова - торжественная ода; ее главная тема - величие России, вошедшей в семью европейских народов. Произведения этого жанра посвящались важнейшим государственным событиям: «на день восшествия» на престол, рождению наследника или победам в сражениях. Отсюда - возвышенный стиль од Ломоносова, характеризующийся обилием метафор, гипербол, эпитетов, олицетворений обращений и вопросов. Разрабатывая систему литературных жанров, Ломоносов в «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке» (1757) излагает учение «о трех штилях» , согласно которому высокий, средний и низкий «штили» соответствуют существующим в русском языке трем родам «речений» . К первому роду относятся церковнославянские и русские слова («Бог, слава, рука») , ко второму - редко употребляющиеся, но понятные «грамотным людям» церковнославянские слова («отверзаю, Господень, насажденный») . К третьему-только русские слова («говорю, ручей, который») . Высокий стиль «составляется» из «речений» как первого, так и второго рода и используется при создании героических поэм, од и «прозаических речей о важных материях» . Средний «штиль» «состоять должен» из «речений» первого и третьего рода и применяется при написании трагедий, стихотворных дружеских писем, сатир и элегий. «Низкий штиль принимает речения третьего рода» и используется в комедиях, эпиграммах, песнях и письмах.
Заслуги Ломоносова были высоко оценены его современниками и потомками: «Русский язык обязан ему правилами, стихотворство и красноречие - формами, тот и другие - обзацами»
В стихах Державина появляются описания реального быта и пейзажа-живописные картины природы представлены, например, в «Осени во время осады Очакова» , быт крестьян и «сельские забавы» -в послании «Евгению. Жизнь Званская» . В духовных и философских одах поэт стремится понять Бога и свое место во Вселенной (ода «Бог») , размышляет о смерти («На смерть князя Мещерского» , «Грифельная ода») , призывает «высший суд» («Властителям и судьям») . Итог своему творчеству Державин подводит в стихотворении «Памятник» - вольном переложении оды Горация: основной своей заслугой поэт считал умение «истину царям с улыбкой говорить» . Поэзия Державина автобиографична: здесь появляется образ автора, возникают детали державинской биографии. Преодолев жанровые ограничения классицизма, создав новый тип лирического стихотворения, поэт «зажег блестящую зарю новой русской поэзии» (Белинский) . Не случайно сам поэт в стихах завещал свою «ветху лиру» молодому поэту-романтику - В. А. Жуковскому.