Дуэль как композиционный приём использовалась многими авторами в их
произведениях: «Гамлет» Шекспира, «Выстрел» , «Евгений Онегин» Пушкина,
«Герой нашего времени» Лермонтова… Дуэль – кульминация конфликта героев,
разрешение их внутреннего разногласия и недовольства друг другом. Дуэль
вносит напряжённость и драматизм в сюжет, и чаще всего она прерывает
какую-то сюжетную линию или открывает новые стороны характера героя,
помогает лучше понять его.
Споры Базарова и Павла Петровича перешли
во взаимную ненависть, теперь нужен был лишь повод, чтобы продолжить
этот конфликт, но уже не на словах, а на «деле» . Этим поводом стала
Фенечка. Павел Петрович стал случайным свидетелем поцелуя Базарова и
Фенечки, и его ненависть к нигилисту Базарову дополняется раздражением и
даже злостью к человеку, посмевшему тронуть женщину, в которую тайно
влюблён сам. Итак, Павел Петрович вызывает Евгения Базарова на дуэль.
Эпизод от начала до конца пронизан иронией автора. Комичны уже
переговоры врагов о правилах дуэли: они будто обсуждают предстоящий обед
или бал. Несмотря на неожиданность вызова, Базаров невозмутимо спокоен и
вежлив; Павел Петрович хотя и взволнован, но старается быть любезным.
Базаров принимает вызов, он считает, что «с теоретической точки зрения
дуэль – нелепость, ну, а с практической точки зрения – это дело другое» .
Тогда почему же он принимает вызов? Ведь следуя аристократическому
обычаю, он нарушает принципы нигилизма.
Оказывается, Базаров не мог
отказать, ведь у Кирсанова в руках была тяжёлая трость, и даже при
мысли о возможном оскорблении «вся его гордость поднялась на дыбы» :
«Отказать было невозможно, ведь он меня, чего доброго, ударил бы, и
тогда… Тогда пришлось бы задушить его, как котёнка» .
И тем не
менее дыхание смерти коснулось Базарова, он пришёл в волнение, даже
пытается написать письмо отцу, но нигилист в его душе побеждает,
мелькает мысль: «Нет, я ещё долго на свете маячить буду» . «Маячить» ,
т. е. скитаться без какой-то цели смысла. Это слово отражает душевное
состояние героя – ведь только недавно он был отвергнут женщиной, которую
полюбил, но не смел признаться в этом самому себе.
Несерьёзность, нелепость, придающие дуэли облик игры, заключаются в отступлении от правил: у героев нет секундантов.
Утро дуэли «было славное, свежее» . И. С. Тургенев, рисуя чудесный
пейзаж, подчёркивает, что природа не подчиняется событиям человеческой
жизни: интриги, неурядицы преходящи, природа же вечна.
По пути к
месту поединка Базаров со «свидетелем» Петром встречают мужика, гнавшего
«двух степенных лошадей перед собою» . В этой сцене явно прослеживается
контраст между народом и аристократией, представленной в образе Павла
Петровича, и между народом и демократией, представленной в образе
Базарова. Базаров и сам осознаёт эту разницу: «Вот этот тоже рано встал,
да, по крайней мере, за делом, а мы? »
Павел Петрович попытался
предусмотреть все формальности дуэли, Базаров же относится к поединку
иронично: «Я шаги отмеривать стану. Ноги у меня длиннее» .
Кульминация дуэли – ранение Кирсанова. Писатель подчёркивает его
слабость тем, что он теряет сознание, хотя рана несерьёзная. Базаров же
поступает благородно: «Теперь я уже не дуэлист, а доктор» . Но и в этот
драматический момент автор иронизирует: смешно, например, состояние
перепуганного Петра.
Как видим, дуэль не смогла разрешить конфликт
между Базаровым и Павлом Петровичем. Базаров уезжает из имения
Кирсановых. Перед отъездом главного героя «Павел Петрович пожал ему
руку» , но Базаров остался «холоден, как лёд» , т. к понимает, что
Кирсанову хочется «повеликодушничать» .
Между героями есть много
общего: оба самолюбивы, категоричны, горды, но и по-своему
привлекательны: умны, порядочны и искренни, каждый переживает свою
жизненную драму. И всё же это герои-антиподы, что и подтверждает эпизод
дуэли.