1. Можете ли вы перечислить три главные проблемы, которые будет решать ваш будущий бизнес? Действительно ли это проблемы? Ваши потенциальные клиенты реально от них страдают?
2. Каким образом ваш бизнес будет решать эти проблемы? Опишите одним предложением.
3. Можно ли сказать, что ваш бизнес улучшает или облегчают чью-то жизнь? Вы предполагаете, что люди к вам будут обращаться, когда у них возникает проблема или что вы сами будете обращаться к ним, чтобы объяснить им, в чем у них проблема и помочь ее решить?
4. Если бы в вашем городе была крупная корпорация, которая решала бы те же самые проблемы, что и вы (возможно, она уже есть), как Вы думаете, почему люди обращались бы к вам?
5. Предположите, сколько клиентов из 100 заплатило бы вам за решение этой проблемы? И сколько они были бы готовы отдать?
6. Если бы Вы были обеспеченным, но очень экономным человеком, вы сами обратились бы к человеку, подобному вам?
7. Что будет в вашем бизнесе такого, что заставит людей возвращаться к вам снова и снова? Опишите это, избегая общих фраз типа "мы предоставим качественный товар и хорошее обслуживание".
8. Можете ли вы четко описать две-три категории ваших клиентов? Сколько их у вас будет всего в худшем случае? Где вы будете их искать?
9. Если бы вам пришлось продавать услуги вашей компании лично (возможно, так оно и будет), могли бы в нескольких словах описать, что вы от них хотите следующим людям: своей маме, вашей очень пожилой бабушке, своему лучшему другу, семилетнему Коленьке из соседнего подъезда, нашему президенту, незнакомой вам домохозяйке из Нарьян-Мара, крупному банкиру, Владимиру Вольфовичу, тибетскому монаху и торопящемуся в метро мужчине, которого вы остановили за руку. Предположите их ответы. Предположите их основные возражения. Все ли из них поняли, за что они должны вам заплатить?
10. Перечислите 3 уникальные функции / услуги / вещи, которые будут (есть) в вашем бизнесе (проекте) и которых нет у ваших предполагаемых (или реальных) конкурентов?
11. Сможет ли клиент начать с вами работу после одного телефонного звонка (т.е. без договоров, приездов в офис, встреч и т.д.)?
12. Будет ли у ваших клиентов возможность проверить вас в деле бесплатно? Например, попробовать поработать с вами, не тратя ни копейки?
13. Знаете ли вы лично 10 человек, которые согласны оплатить вам первые 10 контрактов?
14. Нравится ли вам ваш (предполагаемый или реальный) офис, как он выглядит, как выглядят ваши сотрудники, ваш сайт и вы сами? Приятно ли с вами и вашими сотрудниками иметь дело? (помните про скепсис, не обманывайте себя!)
15. Как быстро вы предполагаете работать? Ускорит ли обращение в вашу компанию решение проблемы клиента или "возможны варианты" и "это будет зависеть от многих факторов"?
16. Будет ли у вашей компании свой стиль общения с клиентами или для клиента работа с вами будет похожа на работу с любой другой аналогичной компанией?
17. Как Вы думаете, будут ли ваши клиенты с восторгом рассказывать своим знакомым о вашей компании? Откуда о вашей компании будут узнавать новые клиенты?
18. Есть ли у вас бизнес-план, в котором вы включили и просчитали все возможные затраты? Сколько вы добавили на непредвиденные расходы? Что вам дал анализ самых рискованных факторов? А анализ чувствительности? А анализ безубыточности?
19. Знаете ли Вы, что будете делать, когда вы потратите все имеющиеся у вас деньги, а клиентов у вас так и не появится? Опишите последовательность ваших действий.
20. Напишите очень четко, как сильно Вы хотите запускать этот бизнес. Не пишите о причинах, поводах, резонах и прибыльности. Прислушайтесь к своим чувствам и напишите только про свое отношение. Перечитайте утром и через неделю. Вы все еще хотите открыть свой бизнес?