Нар. героич. эпос, широко распространенный среди тюркоязычныхнародов (у узбеков - "Алпамыш", у каракалпаков и казахов - "Алпамыс", у алтайцев - "Алып-Манаш", у татар -сказка "Алпамша", у башкир - "Алпамыша и Барсын-хылуу"). Встречается у таджиков, а также у арабов,живущих в Узбекистане. Каждая версия отличается самостоятельностью, оригиналь- ностью и отражаетхарактерные нац. черты жизни и поэзии этих народов. "А." возник в кочевом быту раннего средневековья иокончательно сформировался примерно в 16 в. Отд. элементы "А." восходят к глубокой древности. Осн.мотивы "А." - богатырские подвиги, верность и преданность родной земле, борьба за объединениераздробленного в междоусобице племени, за честь рода (народа), неустанные поиски правды исправедливости, испытания в борьбе за любовь, требующие большой силы и воли. Наряду с богатырскимиподвигами в "А." имеется описание кочевого быта. Гл. герои эпоса - Алпамыш (Алпамыс) и Барчин (Баршин,Гуль-Баршин, Барсын-Хылуу, Сандугач), воплощающие в себе лучшие черты народа, его вековыеустремления к социальной правде и счастью, - активно борются против угнетателей. "А." исполняется подаккомпанемент нац. муз. инструмента - домбры или кобуза. Разнообразные поэтич. средства, глубокие исодержат. афоризмы, выражения характеризуют богатство "A.". Лучшая версия "А." - в классич. исполненииузб. нар. поэта-сказителя Фазыла Юлдаша оглы (1872-1955).