попробуем рассмотреть пьесу с другой точки зрения. Здесь не только личная драма, драма неудачной любви героя. В Шацьом воплотились черты передового человека того времени. Пусть он не заботится о том, много ли людей поверят ему и поддержат, зато он убежден в искренности своих слов и поэтому сломить его ничто не в силах. Пусть он похож; лишним человека, одинокого протестанта, мечтателя, зато его убеждению сильные. Выразив их горячо и страстно, Шацкий наносит страшный удар фамусовському обществу. Он знает, за что воюет. Он требует места для свободы не только себе, но и своему веку. Его идеал - это свобода. И не просто свобода, а свобода от всех цепей рабства, шутовство и низкопоклонства. Он - обличитель лжи. Шацкий не понятен и почти одинок - в этом трагедия самого Шацкого - благородного, умного, честного человека, с чувством собственного достоинства. В этом трагедия всей пьесы. Он сломлен количеством старой силы. Более того - он вытолкнут из фамусовського общества. Но Шацкий - победитель, а не побежден, потому что в борьбе с миром Фамусова остался самим собой. Из всех героев пьесы он наиболее живая личность; натура его сильнее и глубже других. Горячий, благородный Сумасброд: разоблачил, осудил и восстал. Такой навсегда изгнан фамусовським обществом. Говорят, один в поле не воин. Так нет же, воин, если этот воин - Шацкий. Первым, застрельщиком всегда достается. И поэтому Шацкий - жертва. Это - еще одно подтверждение того, что пьеса "Горе от ума" - трагедия. Так же, как в пьесе переплетается личная драма с общественной, переплетается комедия с трагедией. Но как бы не смеялся зритель в театре, после того как он выйдет за его пределы, обязательно найдется то, над чем захочется подумать, подумать без иронии.