По экономической сущности государственный бюджет выражает
денежные отношения, возникающие между государством и другими
участниками общественного производства в процессе распределения и
перераспределения стоимости общественного продукта путем образования
централизованного фонда денежных средств государства и его использования
на цели расширения воспроизводства и удовлетворения общественных
потребностей.
Государственный бюджет
является особой экономической формой перераспределительных отношений,
связанных с обособлением части национального дохода и ее использование с
целью удовлетворения потребностей всего общества.
Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную функцию и контрольную функцию
. Благодаря первой функции происходит концентрация денежных средств в
масштабе государства и их использование с целью удовлетворения
общественных потребностей; вторая функция позволяет проследить,
насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в
распоряжение государства, и эффективность их использования.
Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в
отношения с бюджетом вступают, почти все участники общественного
производства.
Контрольная функция
заключается в том, что бюджет объективно через формирование и
использование фонда денежных средств государства - отражает
экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики.
Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов.
Действие данных функций определяется спецификой бюджетных отношений. Бюджет воздействует на экономику через бюджетный механизм.
Бюджетный механизм
- это совокупность форм и методов образования и использования
централизованного фонда денежных средств государства. Регулирование
экономики осуществляется путем установления количественных размеров
централизованного фонда денежных средств, регламентация форм и методов
его образования и использования, перераспределения финансовых ресурсов в
процессе исполнения бюджета.
Сбалансированность бюджетов всех уровней является необходимым
условием бюджетно-финансовой политики. При утверждении бюджетов
устанавливаются предельные размеры дефицитов бюджетов. Основными формами
покрытия дефицита бюджета являются: выпуск государственных займов,
использование кредитных ресурсов. Для уменьшения размера дефицита
бюджета используется секвестр - пропорциональное снижение
государственных расходов на определенный процент по статьям в течение
оставшегося времени текущего финансового года. 2)
Счетная палата — постоянно действующий орган
финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему.
Основной задачей Счетной палаты является организация и осуществление контроля
за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и
бюджетов федеральных внебюджетных фондов.
Федеральное казначейство следит в целом за проведением
бюджетной политики и осуществлением эффективного управления доходами и
расходами в процессе исполнения республиканского бюджета, за накоплением и
использованием как бюджетных, так и внебюджетных фондов, следит за
государственной казной, за всеми денежными накоплениями во всех государственных
карманах.
Основным органом, занимающимся аккумуляцией денежных средств,
является налоговая служба, которая состоит из центрального республиканского
органа госуправления (Министерство РФ по налогам и сборам) и государственных
налоговых инспекций в субъектах Федерации.
Для усиления государственного влияния, контроля, слежения
рублем, соблюдением законности в области финансовой деятельности образована
Федеральная служба налоговой полиции, одной из основных задач которой является
предупреждение коррупции в области финансовой деятельности, в том числе и в
органах налоговой инспекции. Финансовой деятельностью занимаются и таможенные
органы, которые в настоящее время аккумулируют примерно четвертую часть
бюджетных средств.