Могла ли ошибиться святая православная церковь, наложившая анафему на Ивана Мазепу? Может ли РПЦ, возглавляемая ныне просвещенным патриархом Кириллом, исправить ошибку, ставшую преступлением как против конкретного человека, ложно обвиненного в грехе, так и против целого народа?
Ответ на эти два вопроса не столь прост, как кажется на первый взгляд. Обычно в привычных ныне битвах за и против гетмана дуэлянты, представляющие, как правило, крайние в политическом смысле точки ландшафта, говорят о деле Мазепы с партийных позиций сегодняшнего дня. Но все дело в том, что, увы, случай с украинским гетманом не уникален. И Русская православная церковь однажды нашла в себе силы исправить политическую ошибку того же "мазепинского" XVIII столетия.
В 1763 году по приказу российской императрицы Екатерины ІІ был по доносу осужден бывший митрополит из города Ростова Великий Арсений (Мациевич). Его обвинили в клевете - из-за заявлений, мол, глава государства "не любит ни России, ни закона [то есть веры] греческого".
Выпускник Киево-Могилянской академии Мациевич был одним из ярчайших людей своего времени. Миссионер, полемист. Его иногда называют православным инквизитором - настолько он был яростен в защите веры от любых ересей и влияний, вплоть до того что лично пытал раскольников.
Митрополит Арсений объявил войну государству, которое свело функции православия к одному из инструментов укрепления властной вертикали. К примеру, он отказался принести присягу престолу, поскольку Высшим Судией называл не государя, а Христа. На суде он так ругал Екатерину, что она, не желая слышать дерзости, закрыла уши, а ему, как описывал очевидец, "заклепали рот".
Священный синод, созданная еще царем Петром госструктура по управлению церковью, утвердил спущенный сверху приговор: расстричь, сослать в Сибирь, "чернил и бумаги не давать".
В 1918 году, после низложения империи Романовых, Поместный собор РПЦ отменил постановление синода, отправившего владыку на каторгу и лишившего его сана. А десять лет назад проклятый, но не опустившийся на колени митрополит был причислен к лику святых в чине священномучеников.
Интересная цепочка прослеживается. Предшественником митрополита Арсения на кафедре был другой православный святой, Димитрий Ростовский. В миру - украинский писатель Дмитро Туптало, человек, которому многие годы покровительствовал гетман Мазепа и, говоря современным языком, на гранты которого, собственно, и были написаны знаменитые жития святых Четьи-Минеи.
Эта история чудесной реабилитации "преступника" есть свидетельство того, что РПЦ способна признавать: государство российское иногда превращало церковь в инструмент неправого суда. Случай Мазепы - этому доказательство.
Гетман не был предателем православия, еретиком или богохульником. Этому легко найти множество подтверждений, отправившись в путешествие дорогами Гетманщины - по Полтавщине, Черниговщине, Сумщине. Роскошные храмы и монастыри, построенные на деньги "иуды Мазепы", будут сопровождать вас всю дорогу.
По иронии судьбы практически все они сегодня принадлежат УПЦ, находящейся в каноническом единстве с Московским патриархатом, а не Киевскому патриархату. Вспомним лишь самые значимые щедрые дары богобоязненного христианина Ивана Степановича Мазепы: надвратная церковь Киево-Печерской лавры, Мгарский, около Лубен, монастырь, церкви в Полтаве, Чернигове, Глухове, Новгороде-Северском и т. д.
Посетив утопающий в цветах, восстановленный из руин и богоборческой мерзости Густынский монастырь, с приятным удивлением обнаружил в официальном буклете монастыря УПЦ МП портрет и несколько строк о фундаторе обители - Мазепе.
Анафема давно не действует, по логике она должна была умереть с концом романовской империи. Проклятие Мазепе - удушливая антиукраинская архивная пыль, мешающая православным вздохнуть свободно. Не оглядываясь на интересы Российской империи и ее последователей.
Реабилитация Мазепы совместной комиссией богословов и историков под эгидой всех православных церквей, существующих в Украине, могла бы стать общенациональным праздником истинного, не фальшивого и ритуального единства православных.
Украинцы не настолько богаты, чтобы разбрасываться такими людьми, как Иван Мазепа, игнорировать, как "правнуки погані", огромный пласт культуры, связанный с его именем. В конце концов, в истории Украины нет другого человека, который дал бы денег на постройку более чем сотни храмов.