Нет народа, у которого не было бы песен. Замечательными художественными достоинствами отличаются славянские народные песни. Еще до возникновения государства Киевская Русь песни восточных славян привлекали своей красотой внимание иноземных историков и писателей, которые и самих славян называли песнелюбцами
Народная песня покоряет своей искренностью, задушевностью, богатством языка и мелодии. В ней отразилась вся жизнь народа, его нац характер, мировоззрение.
Русские народные песни принято подразделять на обрядовые, исторические, балладные и лирические.
Среди обрядовых песен выделяют ритуальные, заклинательные, величальные, корильные, игровые и лир обрядовые песни.
Ритуальные песни способствовали формированию и реализации обряда. Они активно использовались в календарных и свадебных обрядах, в хороводах и т, д. Например, в свадьбе донских казаков существовал обряд перевоза приданого невесты в дом жениха. Когда наступало время совершения этого обряда - пел хор. Ритуальные песни не только формировали обряд, но и давали ему объяснение. . Предметом изображения ритуальных песен стал не человек, а сам обряд. Все ритуальные песни исполнялись хором.
С помощью Заклинательных песен заклинались магические силы природы с целью выпросить у них богатство, здоровье и счастье. Исполнялись песни-заклинания в календарных и свадебных обрядах. В хороводах они почти не пелись. Появление величальных песен было связано с верой человека в то, что эти песни могли сделать его жизнь богатой и счастливой. Объектом изображения величальных песен стал человек. В этом их принципиальное отличие от ритуальных и заклинательных песен. Существуют песни, в которых величался один человек, есть песни, в которых величались два лица (муж и жена, например), есть величальные песни, посвященные определенному коллективу (семье, группе девушек и парней).
Вера в то, что Корильная песня в отличие от величальной могла принести несчастье человеку, не способствовала активному развитию жанра: корильные песни в основном свадебные. Цель исполнения корильных песен в обряде заключалась в том, чтобы высмеять его участников, отругать их за скупость, нежелание наградить исполнителей. В корильных песнях осмеянию подверглись жадность, пьянство, глупость, семейные неурядицы.
Игровые песни - это песни-действия. Без действия словесный текст песни непонятен.
Жанровая специфика игровых песен, обусловленная их игровым характером, должна быть, однако, уточнена в зависимости от сущности самой игры. При помощи слова и действия люди стремились заклясть богатый урожай, удачную охоту, счастливую жизнь. объектом изображения в игровых песнях стали растения и животные.
В центре внимания Лир обрядовых песен - мир человеческих взаимоотношений. Обряд требовал выражения эмоциональной оценки изображаемых явлений. Тематика лир обрядовых песен в основном семейно-бытовая. Значит часть песен посвящена изображению любви. Любовь рисуется как светлое чувство, несущее «красным девицам» и «добрым молодцам» радость. В песнях повествуется о зарождающейся любви, о любви, которая уже захватила влюбленных, о любви, которая порождает семью.
В исторических песнях содержатся сведения о конкретных событиях истории (войнах, походах, народных восстаниях), а также о народных героях и исторических лицах (защитниках родины, царях, предводителях нар восстаний). Действительность в истор песнях изображалась такой, какой ее осознавал народ. В них запечатлелись времена монголо-татарского ига, правления Ивана Грозного, крестьянских восстаний ХУП-ХУШ веков, события XIX века. Они донесли до нашего времени народнее понимание происходящих событий, его оценку таких людей, как Иван Грозный, Петр I, Ермак, Разин, Пугачев, Суворов и др. Как никакой другой жанр народной поэзии, историческая песня позволяет увидеть отношение народа к важным событиям рус истории; из нее порой можно получить такие сведения, каких нет в истор документах.
Баллады - произведения средней формы: они короче былин и длиннее лир песен. Это стихотворный жанр. В балладах повествуется о событиях и отношениях людей.Конфликты носят, как правило, семейный и трагический характер. Герой баллады - представитель средневекового города или деревни, страдающий от социальных и семейно-бытовых устоев феодального общества. Это - «маленький», часто безымянный человек, попавший в драматическую, как правило, заканчивающуюся трагически жизненную ситуацию. Нередко герой, пройдя сквозь невероятно тяжелые испытания, погибает.
В лирических песнях передаются богатство и разнообразие человеческих чувств и переживаний: печаль и радость, любовь и дружба, жалость и ревность, жажда воли и протест против угнетения.
В народной песенной лирике правдиво отразилась вся жизнь народа, его семейные и общественные отношения, его труд и быт.
Народная песня дает возможность познать народный быт и национальный характер, знакомит с неисчерпаемым богатством языка.