1 МЕСТО ПО ГРУЗООБОРОТУ У МОРСКОГО (САМЫЙ ДЕШОВЫЙ, МОЖЕТ ПЕРЕВОЗИТЬ РАЗЛИЧНЫЕ ПО РАЗМЕРАМ И ТЯЖЕСТИ ГРУЗЫ И+ НА БОЛЬШИЕ РАССТОЯНИЯ), А ПО ПАССАЖИРООБОРОТУ - АВТОМОБИЛЬНЫЙ (КОМФОРТНО, МОБИЛЬНО, ОТНОСИТЕЛЬНО БЫСТРО).
2. Стоимостью эксплуатации транспортных средств, расходами на перевозку, затратами на поддержание инфраструктуры (дороги), расстоянием, комфортностью.
3. Среди океанических бассейнов первое место по объему морских грузоперевозок занимает Атлантический океан, по побережью которого расположены крупнейшие морские порты мира: Роттердам (Нидерланды), Антверпен (Бельгия), Гамбург (ФРГ), Лондон (Великобритания), Марсель (Франция), Генуя (Италия), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия (все США). Много крупных портов и на берегах Тихого (Кобе, Тиба, Иокогама, Нагоя - Япония, Шанхай - КНР, Пусан - Республика Корея, Сидней - Австралия, Ванкувер — Канада и др.) и Индийского (Карачи — Пакистан, Бомбей и Калькутта — Индия, Коломбо — Шри-Ланка и др.) океанов. Наряду с универсальными есть порты, специализированные по вывозу нефти (например, в Персидском заливе Рас-Таннура - Саудовская Аравия, Мина-Эль-Ахмади — Кувейт и о. Харк — Иран; Амуай и Ла-Салина в Венесуэле), руды (Тубаран в Бразилии), угля (Ричардс-Бей в ЮАР), зерна, лесоматериалов и других грузов. ГЕОГРАФИЯ портов указана в скобках и объяснение (на всякий случай).
4. Большое водное кольцо Европы состоит из: р. Волга – р. Дон – Азовское море– Черное море – р. Дунай – р. Майн – р. Рейн-Балтийское море – р. Волга с ответвлениями на: сеть европейских боковых рек и каналов Каспийское море. Длина этого кольца 4,5 тыс. км.