Как отмечал ученый-филолог Ю.М. Лотман1, проблема судьбы, существования
предопределения, поставленная Лермонтовым в романе, составляет часть
философской концепции писателя об отношении Востока и Запада, которая
отразилась во всем его творчестве. Согласно этой концепции, вера в
предопределение свойственна человеку восточной культуры, а вера в
собственные силы — человеку Запада. Печорин, разумеется, ближе к
человеку западной культуры. Он считает, что вера в предопределение —
черта людей прошлого, современному человеку они кажутся смешными. Но в
то же время герой думает о том, «какую силу воли придавала им» эта вера.
Его оппонент поручик Вулич представлен как человек, связанный с
Востоком: он серб, выходец из земли, находившейся под властью турок,
наделен восточной внешностью.