У небольшого лесного озерца, словно былинные богатыри, застыли исполинские сосны, прогретые горячим солнцем. Они будто жаждут испить в этот знойный день живительной влаги, впитать ее могучими корнями. Ветви сосен высоко взлетели над землей. Кроны этих вековых великанов плотно сомкнулись. Чувствуется, что солнечные лучи с трудом пробиваются сквозь темно-зеленую хвою. Дину даешься, как мог человек с помощью кисти и красок перенести на полотно это лесное чудо.
Иван Иванович Шишкин дал картине удивительное название: "Корабельная роща". Из названия становится понятным, что эти сосны когда-то сослужат службу человеку - пойдут на постройку кораблей, величественных зданий... Создается впечатление, что рядом с картиной мы дышим свободней и глубже. С холста словно веет на нас смоляным ароматом сосны, свежей лесной сыростью, прелью хвойной подстилки.
Обращаешь внимание на ограду из сучьев, ветвей, которая как будто защищает дремучий лес от непрошеных гостей. Чувствуется присутствие человека, который заботится о защите зеленых великанов. А кто может угрожать лесу? Только человек с топором. Вот и лесное озерцо - будто преграда на пути случайного путника. Правда, бревно, переброшенное через водную гладь, служит своеобразным указателем путнику. В правом углу картины угадывается тропинка, которая теряется где-то за поворотом.
Небо на картине занимает незначительное место, но солнечный свет заливает весь передний план. Он прогревает стволы сосен, пронизывает до дна озерцо, пригорок за ним, ласкает молодые сосенки. Хочется перейти на другой берег, углу биться в чащу и ждать какого-то чуда. А чудо - это сами деревья. Они перед нами. Они открыты нашему взору. Свой шедевр "Корабельная роща" Шишкин написал в 1898 году, в этом же году он умер. От "Корабельной рощи" веет величавым спокойствием и невозмутимой силой. Художник рассказал нам о вечной жизни родной природы, о неиссякаемой силе родной земли и ее нестареющей, вечно обновляющейся красоте.