В изобразительном искусстве Византии живопись являлась ведущим видом. На иконе исключительное значение придавалось лику; как почти невесомая величина изображалось тело, которое срывалось за тончайшими складками одежды. В византийской живописи как и в архитектуре, господствовал принцип ирреальности. Славилась Византия своими перегородчатыми эмалями, непревзойденными мозаиками, замечательной живописью. Созданием иконописного канона прославились византийские художники.
Новый жанр в живописном искусстве - книжная миниатюра – тоже появился в Византии. В христианском обществе книге отводилось значительное положение. В городских и монастырских скрипториях – так называемых мастерских, где изготавливали рукописи – рядом с писцами работали и художники. На полях рукописи античная иллюстрация стала своеобразным изобразительным комментарием, эта миниатюра не только комментировала, но и украшала сам текст.
Период возрождения принципов античности в изобразительном искусстве стали называть Македонским ренессансом. Именно в это время воссоздаются мозаики. В рукописях македонского ренессанса часто копируются древние образцы. В самом Константинополе монументальная живопись XII в.
представлена мозаиками – деисусными композициями и императорскими портретами.
Достигнув апогея в своем развитии, Византийское искусство начало свое величественное шествие во всем христианском мире.