Анализ произведения светлана

0 голосов
14 просмотров

Анализ произведения светлана


Литература (12 баллов) | 14 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов
 Созданная по мотивам произведения Бюргера, «Светлана», безусловно, 
может считаться оригинальным творением Жуковского. 
   В «Светлане» используется традиционный для романтической 
поэзии сюжет. К одинокой невесте после долгой разлуки возвращается 
жених. Он приглашает деву в дальний путь, и она пускается 
в странное путешествие. Темная ночь, свет луны, пустынное кладбище, 
зловещие слова жениха - все предвещает какой-то страшный 
конец. В финале выясняется, что жених - это оживший, чтобы забрать 
с собой в могилу невесту, мертвец, и дева погибает вместе 
с ним. В отличие от «Людмилы», в которой Жуковский точно воплотил 
страшный и безнадежный сюжет, «Светлана» - произведение 
радостное, несмотря на присутствие в нем загробной жизни. Героиня 
баллады оказывается наедине с женихом-мертвецом, но вдруг... 
   просыпается и встречает при свете дня благополучно вернувшегося 
возлюбленного. Если в «Людмиле» мистика пронизывает все содержание, 
то «Светлана» достаточно реалистична, и страшное в мире 
этой баллады может только присниться. 
   Жуковский максимально приближает содержание «Светланы» 
к русской жизни. Обратим внимание на типичное русское имя героини. 
   Сейчас им никого не удивишь, но оказывается, придумал его Жуковский. 
   Придумал настолько удачно, что из литературы имя пришло 
в жизнь. Первые же строчки баллады напоминают нам о русской 
народной традиции гадать накануне Крещения. Жуковский 
перечисляет национальные способы гадания: бросание за ворота 
башмачка, «прополку» снега, кормление курицы «счетным» зерном, 
«подблюдные» песни, заглядывание в зеркало в полночь. Эти подробности 
сближают романтический сюжет с русским фольклором. 
   Баллада - это повествование о чем-то «чудесном». Жуковский 
мастерски создает волшебную атмосферу, хотя в финале иронично 
замечает о своей балладе: 
В ней большие чудеса, 
Очень мало складу. 
   Но в начале повествования мы не знаем, что происходящее - лишь 
сон героини. Светлана молится о том, чтобы вернулся ее возлюбленный. 
   В полночь, во время гадания, жених неожиданно появляется 
и зовет Светлану венчаться. Она соглашается, и начинается страшное 
путешествие. Кони несут сани с женихом и невестой по ночным 
заснеженным просторам, возлюбленный Светланы молчит и «глядит 
на лунный свет, бледен и унылый». Кони проносятся мимо одинокого 
храма, в котором идет отпевание. Начинается метель: 
Снег валит клоками, 
Черный ворон, свистя крылом, 
Вьется над санями... 
   Впоследствии А. С. Пушкин поставил строфы из баллады, в которой 
описываются церковь и вьюга, в качестве эпиграфа к своей 
повести «Метель». 
   Перед одинокой избушкой дева волшебным образом остается 
одна. Войдя в дом, она обнаруживает в нем «безответного жителя» - 
мертвеца, накрытого саваном. Светлана в страхе ждет утра. К ней 
прилетает «белоснежный голубок». По церковным канонам, этот 
образ символизирует Святой Дух. Мертвец начинает оживать, но божественный 
защитник порхает к нему на грудь и лишает силы. Светлана 
с ужасом узнает в покойнике жениха и просыпается. 
   Финал стихотворения приподнят и торжествен. Солнечный свет, 
крик петуха, звон колокольчика - все резко контрастирует с мрачным 
сном. Автор прямо обращается с пожеланием ей счастья: 
Будь вся жизнь ее светла, 
Будь веселость, как была, 
Дней ее подруга. 
   Композиция баллады позволяет Жуковскому добиться реалистического 
эффекта. Страшный сон находится в «жизненной» рамке, 
полной достоверных подробностей. Светлые и мрачные образы поэт 
создает при помощи таких художественных средств, как эпитет, 
олицетворение, параллелизм. В реалистической части баллады эпитеты 
в основном радостные: «звонкий», «статный», «сладостный», «милый 
». Мрачное настроение сна передается эпитетами: «унылый», 
«одинокий», «черный», «страшный». Природа предстает в произведении 
одухотворенной: жалобно кричит сверчок, зловеще каркает ворон, 
радуется дню петух. Прием параллелизма помогает автору ярче 
отобразить состояние героини: душевное смятение Светланы подчеркивается 
снежной бурей, ее радость - солнечным светом. 
   Жуковский активно использует междометия («ах», «о», «чу»), риторические 
восклицания и вопросы, придает балладе живое, энергичное 
звучание. 
   В основе содержания «Светланы» лежит немецкая баллада. 
   ОднакоможносмелосчитатьпроизведениеЖуковского самостоятельным.
   Используя романтический сюжет, автор создает глубоко национальное 
творение, близкое к фольклору. Безнадежная мистика превращается 
в страшный сон, и на первое место выходит жизнеутверждающее 
начало. Наверное, Жуковский так долго перерабатывал 
немецкую балладу, потому что обладал светлым взглядом на мир 
и хотел передать его своим читателям.
(608 баллов)