Фамусов Павел Афанасьевич – московский барин, «управляющий в казенном доме» . Отец Софьи, друг отца Чацкого. В его доме происходят события пьесы.
Ф. – один из ярчайших представителей «века минувшего» . В одном из своих монологов Ф. восхваляет московские нравы, неизменные век от века. Здесь по отцу «и сыну честь» ; здесь у кого «душ тысячки две родовых, Тот и жених» . Московских дам можно отправить «командовать в Сенат» , настолько они обо всем «осведомлены» ; московские дочки «так и льнут к военным» , якобы «потому, что патриотки» ; московские старички, призванные решать серьезные дела, «поспорят, пошумят …и разойдутся» . В «фамусовском» обществе все держится на связях: «ну как не порадеть родному человечку» . Такая модель жизни представляется Ф. и другим членам московского общества идеальным, они считают ее единственно правильной и не хотят никаких изменений. Ф. двуличен. Он утверждает, что «монашеским известен поведеньем» , но в тоже время приударяет за служанкой Лизой. Ф. страшится всяких новых веяний. Во время беседы с Чацким он затыкает уши, чтобы не слышать смелых речей. Главный враг Ф. – ученье, так как оно вносит изменения в спокойную московскую жизнь. Мечта героя – «забрать все книги да и сжечь» . Как типичного московского барина, Ф. обманывают все, кому не лень. И дочь Софья, и секретарь Молчалин, и служанка Лиза.
Последний выход героя на сцену приурочен к финальному свиданию Софии и Молчалина. Увидев молодых людей вместе, Ф. приходит в ужас. Он обвиняет в «распущенности» дочери «новую» Москву, которая заражена вольными идеями и «духом Кузнецкого моста» (то есть Парижа) .
Сначала Ф. грозится предать огласке этот позорный случай («В Сенат подам, Министрам, Государю») , но тут же он вспоминает, что о его дочери будут судачить во всех домах Москвы. В слезном ужасе Ф. восклицает: «Что будет говорить княгиня Марья Алексеевна!!! » Мнение этой княгини значит для Ф. больше, чем мнение самого царя, потому что в «фамусовском» обществе она занимает одно из главных мест
Чацкий Александр Андреич – молодой дворянин. Представитель «века нынешнего» . Прогрессивный человек, хорошо образованный, с широкими свободными взглядами; истинный патриот.
После 3-летного отсутствия Ч. вновь приезжает в Москву и сразу появляется в доме Фамусова. Он хочет видеть Софью, которую любил до отъезда и в которую влюблен до сих пор.
Но Софья очень холодно встречает Чацкого. Тот недоумевает и хочет найти причину ее холодности.
Оставаясь в доме Фамусова, герой вынужден вступить в борьбу со многими представителями «фамусовского» общества (Фамусов, Молчалин, гости на балу) . Его страстные обличительные монологи направлены против порядков века «покорности и страха» , когда «тот и славился, чья чаще гнулась шея» .
Когда Фамусов предлагает в качестве примера достойного человека Молчалина, Ч. произносит знаменитый монолог «А судьи кто? » В нем он обличает нравственные образцы «века минувшего» , погрязшие в лицемерии, моральном рабстве и т. д. Ч. рассматривает многие сферы в жизни страны: государственную службу, крепостное право, воспитание гражданина, просвещение, патриотизм. Везде герой видит процветание принципов «века минувшего» . Осознавая это, Ч. испытывает нравственное страдание, испытывает «горе от ума» . Но в не меньшей степени герой испытывает и «горе от любви» . Ч. узнает причину холодности к нему Софьи – она влюблена в ничтожного Молчалина. Герой оскорблен тем, что Софья предпочла его этому «жалчайшему созданию» . Он восклицает: «Молчалины господствуют на свете! » Очень расстроенный, Ч. попадает на бал в фамусовском доме, где собрался цвет московского общества. Все эти люди тяготят Ч. Да и они не переносят «чужака» . Софья, в обиде за Молчалина, распускает слух о сумасшествии героя. Все общество с удовольствием подхватывает его, выдвигая в качестве главного обвинения Ч. свободомыслие героя. На балу Ч. произносит монолог о «французике из Бордо» , в котором разоблачает рабское преклонение перед всем иностранным и презрение русских тради