Первые русские ярмарки как организационная форма периодической оптовой и розничной торговли возникли в XIV-XV веках, в начальный период ликвидации феодальной раздробленности и образования единого национального русского государства. С развитием торговых связей и образованием русского централизованного государства число ярмарки и их обороты увеличиваются. Ярмарки были центрами складывания всероссийского рынка. Продолжительность их была различной (от 1 дня до нескольких месяцев). Главные предметы торговли — сельскохозяйственные продукты, скот, лошади, кустарные и промышленные изделия, пушнина, кожи и т. д.
Особенно широкое распространение в нашей стране ярмарки получили в XVII и XVIII веках. К этому времени относится возникновение в России мануфактурного производства, оказавшего значительное влияние на расширение внутренней, в том числе и ярмарочной, торговли. Петр.I, придавая ей большое значение, всячески содействовал развитию ярмарок. Он, например, считал, что эта форма не только способствует развитию внутреннего товарооборота, но и является также одним из способов развития торговых связей с иностранными государствами.
В регламенте Главному магистрату в 1721 году говорилось о том, что магистрат обязан «стараться об умножении ярмарок и торгов в городах и уездах, в пристойных местах, а больше в таких, к которым водяной ход есть свободный, потому что через эти ярмарки и торги умножаются казенные сборы, развиваются торговля и промысла и происходит через то довольство в народе» - нам на радость! В 1755 году, с установлением особого процентного сбора с гильдейских капиталов, купцы первых двух гильдий получили право беспошлинной торговли на всех ярмарках страны, чего не имели купцы третьей гильдии.
Рост мануфактурного производства в первой половине XIX века оказал большое влияние на развитие не только внутренней, но и внешней торговли России. Именно в этот период особенно большое значение, помимо Москвы и Петербурга, приобретают такие крупные субъекты внутренней и внешней торговли, как, например, Рига, Одесса, Николаев, Новороссийск, Нижний Новгород и некоторые другие.
В этот же период наблюдается быстрый рост числа ярмарок в России и значительное увеличение торговых ярмарочных оборотов. Ярмарки становятся крупнейшими оптовыми центрами. К концу первой половины XIX века в России их насчитывалось свыше 5,5 тысяч, и действовали они почти во всех районах страны. Подавляющее их большинство (около 5,2 тыс.) приходилось на уезды и сельские местности. Обороты крупных ярмарок исчислялись десятками миллионов рублей, а удельный вес ярмарочной торговли во внутреннем товарообороте страны с каждым годом возрастал.
Большую роль играли они и во внешней торговле. Уже первые русские ярмарки XIV, XV и XVI веков привлекали множество иностранных купцов, доставлявших сюда восточно- и западноевропейские товары в обмен на русские. Так, например, в XIV и XV веках на крупную русскую ярмарку в Холопьем городке, на месте слияния Мологи с Волгой, съезжались немцы, поляки, литовцы, греки, итальянцы и персы. Иностранные купцы обменивали сшитые одежды, ткани, кожи, топоры и посуду на изделия русских ремесленников, а также на сырье, мед...Достоверные исторические свидетельства о российских ярмарках относятся к XVI в., но, скорее всего, они существовали и раньше. По В.И.Далю, «ярмарка — большой торговый съезд и привоз товаров в срочное в году время, годовой торг, длящийся неделями».