Проблема временного и вечного в романе "Отцы и дети"? (Тургенев)

0 голосов
1.2k просмотров

Проблема временного и вечного в романе "Отцы и дети"?
(Тургенев)


Литература (14 баллов) | 1.2k просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

Читая роман И. С. Тургенева мы чаще всего отмечаем проблемы
социальные, идеологические и, конечно же, конфликт поколений.

Да, действительно, все эти проблемы представлены достаточно убедительно.
Однако не только эти вопросы волнуют автора. В романе раскрываются и проблемы вечные: семья, дружба, взаимоотношения человека с природой и любовь.
Именно любовь помогает вывести роман “Отцы и дети” за рамки социально-политических и идеологических споров на уровень вечных понятий красоты и истины.
Однажды, вернувшись из-за границы, в свое имение Спасское-Лутовиново, Иван Сергеевич получил письмо от женщины, с которой его связывала многолетняя сердечная дружба. Письмо было грустное, в нем говорилось о разрыве отношений,
так как не осталось никакой надежды на взаимность со стороны Тургенева.
Да, действительно, сердце его принадлежало другой женщине, но все равно было грустно. Возвращаясь поздней осенью из Лутовинова, вспоминая грустные строки письма и дорогие ему лица, Иван Сергеевич и написал знаменитое стихотворение
“В дороге”.
...Вспомнишь обильные страстные речи,
Взгляды, так жадно, так робко ловимые,
Первые встречи, последние встречи,
Тихого голоса звуки любимые.

Вот эти печальные звуки и перетекли в любовную коллизию одного из
героев романа "Отцы и дети".
Павел Петрович сын генерала, гвардейский офицер, все душевные силы
его ушли в романтическую любовь к светской красавице графине Р.
В романе обнажено духовное омертвение Павла Кирсанова.
Но мы не можем не заметить и его благородного отношения к брату,
к Фенечке, его постоянство в любви, честность.
Тем более горько, что жизнь человека, обладающего несомненными
достоинствами, проходит так никчемно.
Тургенев “наказал” другого своего героя сильным чувством и именно потому,
что он никогда не стремился к такой любви, он ее отрицал,
не признавал ее ценности.
Базаров, до того как влюбился в Одинцову, считает, что и природа –
только “мастерская”, эстетическая сторона природы для него не существует.
Испытав чувство любви, Евгений смотрит в окно и ощущает “раздражительную
свежесть ночи”. Раздражительную именно потому, что он ее чувствует, а раньше – нет. Это “бесит и мучает” его.
Кажется парадоксом, но смерть во многом освобождает Базарова, побуждает не скрывать более своих настоящих чувств. Просто и спокойно может он теперь выразить свою любовь к родителям: «Кто там плачет? …Мать? Кого-то она будет кормить теперь своим удивительным борщом?.. » Ласково подтрунивая, он просит пораженного горем Василия Ивановича быть и в этих обстоятельствах философом. Теперь можно не скрывать своей любви к Анне Сергеевне, попросить ее приехать принять его
последний вздох. Оказывается, можно впустить в свою жизнь простые человеческие чувства, но при этом не «рассыропиться» , а стать духовно сильнее.
Умирающий Базаров произносит романтические слова, которыми выражает
истинные чувства: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет... »
Главный герой слишком непохож на окружающих, слишком незауряден
чтобы достичь личного счастья.
Тихое семейное счастье достается — Николаю Петровичу и Аркадию.
Отношения Николая Петровича с Фенечкой значительно спокойнее,
“...она была так молода, так одинока; Николай Петрович был сам такой
добрый и скромный.. . Остальное досказывать нечего... ”
Сближение Аркадия и Кати происходит на фоне их любви к природе.
“Катя обожала природу, и Аркадий ее любил”.Природа, любовь, музыка
наполняют их жизнь.
Но ведь это же все любовь! “Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии “равнодушной” природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной... ” Таков философский финал романа “Отцы и дети”.

(62 баллов)