Невозможно поспорить или опровергнуть тот факт, что Древняя Греция является колыбелью европейской культуры. Искусство этой уникальной цивилизации оказало большое влияние на развитие литературы, театра и музыки. Основы музыкальной теории зарождались в народных празднествах, театральных постановках, получали развитие в трудах Пифагора.
Важным источником по изучению развития музыкальной культуры Древней Греции являются мифы. Среди всех мифов, в которых упоминается о музыке (будь-то об инструменте, характере звучания и т.д.), я отобрала мифы самого раннего периода. В них отражаются особенности ритмической стороны, появление некоторых инструментов (лира, авлос), и в связи с ними два начала музыки – «Аполлоновское» (уравновешенное, «классическое») и «Дионисийское» (стихийное, динамичное). Так же любопытные сведения приводятся по поводу возникновения Муз и определения их рода деятельности. Но, что более интересно, в некоторых мифах можно проследить попытку объяснения звуков окружающей среды (миф об Эхо, Тритонах и т.д.). А за ними следует и своеобразная гармония – звуки воды, земли, неба (воздуха).
Итак, миф первый.
Миф о Зевсе
Миф, в котором мы встречаем первых звуконосителей (мифических) связан с появлением на свет самого главного бога – Зевса.
После вычленения из Хаоса Неба, Земли и Тартара миром правил Уран-небо. Ему были во всем послушны его дети-гиганты. Один из гигантов – Кронос восстал против Урана, и ему удалось одолеть его. Однако гигант, который сверг своего отца с престола, понимал, что его может ожидать аналогичная судьба. Поэтому он всячески пытался оградить себя от подобной ситуации. Своих детей он проглатывал. Но однажды, его жена Рея, которой надоело такое обращение со своим потомством, решила спасти хоть одного своего ребенка. Им оказался Зевс. Вместо ребенка Рея поднесла Кроносу камень, а новорожденного Зевса поручила спрятать своим жрецам-куретам. Они же его перенесли на остров Крит.
Но младенец, как и все новорожденные, кричал и плакал. Чтобы эти звуки не достигли слуха Кроноса, куреты постоянно исполняли воинскую пляску, гремя щитами и оружием. Все это сопровождалось экстатическими криками и плясками.
Пляска куретов является отражением реальной жизни Древней Греции, где танец, особенно воинский, занимал важное место в воспитании граждан. И Зевс, естественно, получает воспитание, типичное для многих эллинов. Следовательно, звуковое оформление танца куретов – не что иное, как передающаяся в мифе особенность древнегреческого танца.
Конечно, это еще не танцевальная музыка, а скорее воплощение ритмического сопровождения, характеризующегося серией звуков, лишенных интонационно точной высоты, но организованных в определенную ритмическую систему.
В греческой мифологии куреты часто отождествляются с загадочными идейскими дактилями. Дактилос – означает «палец». Пальцы руки являются первыми символами исчисления, и посредством тех же пальцев рук создаются все вещи. Поэтому идейские дактили рассматривались как изобретатели счета и музыкального ритма.
Миф второй. О звуковом пространстве.
Миф об Эхо.
Феномен эхо (от греческого – отзвук) возникал достаточно часто. Ему придумали объяснение в красивом мифе о нимфе Эхо.
Существовали горные нимфы – ореады, лесные – дриады, океанические – океаниды, нимфы рек и озер – наяды. Нимфа Эхо – божество звукового мира.
Зевс был знаменит своей необузданной страстью к прекрасному полу. Нередко он в горах любезничал и с нимфами. Чтобы отвлечь внимание Геры (супруги Зевса) нимфа Эхо занимала богиню длительными беседами. Когда же Гера спохватилась, и поняла причину болтливости нимфы она решила наказать Эхо. Гера сделала так, что нимфа лишилась дара речи и лишь могла повторять окончания слов, сказанных другими. А от неразделенной любви к Нарциссу, Эхо стала худеть, ее покидали жизненные силы. Сохранился лишь голос, он пережил нимфу и остался в реальном мире без нее.
Как пишет Овидий, «звук, который жил в ней, слышится теперь всем». А римский поэт Авсоний (310-395гг.) говорит о ней как о «дочери воздуха и речи». Всякое эхо – это отраженный воздух .