Тема: Революция в России
Проблема: несовместимость образов: революции и христианства
Жанр: простонародная драма.
Композиция: кольцевая
Глав герои -12 солдат
Композиционная особенность: она построена по принципу кольца.. В первых и последних главах – городской пейзаж: ночь, зима, вьюга, людские фигуры на улицах. В первой главе можно услышать многоголосие:
«- Ох, Матушка-Заступница!
- Ох, большевики загонят в гроб!..
- Предатели!
- Погибла Россия…
-Уж мы плакали, плакали…»
Сюжет:
Появление Христа вызывает наибольшее количество разночтений. Поэтов старой школы это особенно возмутило. В «Двенадцати» Блок первым заявляет важнейшую проблему эпохи, два несовместимых образа: «революционный держите шаг» - и бредущий Христос, который явился Блоку в метели перед тем, как поэт создал поэму.
Образ Катьки переплетается с русской императрицей Екатериной, что символизирует переживание мистерии русской истории. Другие Катерины - это жена-изменница в «Грозе» и в «Леди Макбет Мценского уезда», распространенный образ гулящей Катьки, несущей с собой гибель, из народных песен.
«Двенадцать» - историческое событие, новое явление культуры, простонародная драма.
Снег на протяжении поэмы меняется. Вьюга становится все сильнее. Со времен Пушкина метель символизирует разгул нечистых сил, бесовства. И если в начале ветер дует в спину, то в конце «пурга пылит в глаза», и герои идут почти вслепую.
Число «12» тоже символично. «Новые апостолы» без креста и имени Христа, которые «ко всему готовы, ничего не жаль». И даже убийство не воспринимается ими как что-то важное, необычное, печальное. Петька от тоски погружается в разгул, окаянство