Путешествие Ковильяна.
В мае 1487 г. Жуан II
направил Перу Ковильяна, хорошо знавшего арабский язык, на восток
собрать сведения о торговле пряностями и разыскать в Африке, в Азии или
на Восточном море страну царя-попа Ивана — «Землю священника Жуана
Индийского», Он добрался до о. Родос, а оттуда в одежде сирийского купца
— в Египет. Весной 1488 г. он присоединился к каравану, отправлявшемуся
в порт Тор на Красном море, сел там на арабское судно и перешел в Аден.
Оттуда Ковильян на другом арабском судне направился в Юго-Западную
Индию. В малабарских портах он собирал сведения о внешней торговле Индии
и о мореходстве на Индийском океане. Из Каликута Ковильян перешел в Гоа
и весной 1489 г.—в Ормуз. Затем он обогнул с юга Аравию и в конце 1489
г. на арабском судне прошел от Северного Сомали вдоль Восточной Африки
до Софалы, у 20° ю. ш., где от арабских моряков услышал, что с любого
места этого побережья можно пройти морем на запад, и узнал о
существовании огромного «Острова Луны», длина береговой линии которого
составляет 300 лиг, т.е. около 1800 км (протяженность побережья
Мадагаскара около 4 тыс. км).Из Софалы Ковильян морем добрался до Тора и
с караваном — до Каира. Там в начале 1491 г. его посетили два
португальских еврея с письмом от короля. Жуан II приказывал Ковильяну
отправить с одним из них в Португалию письменный отчет, сопровождать
другого до Ормуза и продолжать сбор сведений и поиски «Земли священника
Жуана». И Ковильян, вторично побывав в Ормузе и обогнув с юга Аравию,
вернулся в Красное море, посетил Мекку и Медину, затем Синай и из Тора
перешел в Зейлу, преддверие «Земли священника Жуана» — христианской
Эфиопии.С 1492 или с 1493 г. Ковильян жил в Эфиопии, где его
хорошо встретили как посланца португальского короля, но не отпускали на
родину. Он там женился, хоть оставил жену и детей в Португалии, занимал
высокие должности, получил поместья. В Эфиопии в 1520 г. его застал
первый португальский официальный посол к «царю-царей». Священник
посольства Франсишку Алеариш записал рассказ Ковильяна о его странствиях
и включил в свой отчет «Правдивое сообщение о землях священника Жуана
Индийского»