Сочинение.Как осмысливается поэтом извечная борьба добра и зла в произведении...

0 голосов
72 просмотров

Сочинение.Как осмысливается поэтом извечная борьба добра и зла в произведении М.Ю.Лермонтова "Демон"


Литература (74 баллов) | 72 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

В поэме “Демон” Лермонтов воплотил свой тираноборческий пафос. Бог в его поэме — это самый сильный из всех тиранов мира, а Демон — враг этого тирана. В понятия добра и зла Лермонтов вкладывал смысл, противоположный тому, какой они имеют в традиционной христианской морали, где “добро” означает покорность “доброму” Богу, а “зло” — неповиновение ему. 
Но если Бог недобр, то понятия добра и зла меняют свой смысл, приобретают смысл противоположный тому, какой они имеют в традиционной христианской морали, где “добро” означает покорность “доброму” Богу, а “зло” — неповиновение ему. Автор и его Демон не отрицают добро, но добро для них иное. По христианской морали подвиг добродетели в смирении, для Лермонтова — в борьбе, а покорность и смирение — зло. Лермонтов показывает, что не Демон, а Бог — виновник зла. И самым жестоким обвинением против творца является земля:

Где преступленья лишь да казни. 
Где страсти мелкой только жить. 
Где не умеют без боязни 
Ни ненавидеть, ни любить. 

Бог незримо присутствует в поэме, он действующее лицо, хотя и эфемерное. О нем постоянно говорят, вспоминают, обвиняют в преступлениях, совершаемых на земле, так как он сотворил преступников: 

...всесильный Бог, 
Ты знать про будущее мог, 
Зачем же сотворил меня? 

Азраил, как и Демон,— изгнанник, “существо сильное, но побежденное”. Он наказан не за бунт, а только за “мгновенный ропот”. Ему было скучно одному (так как был создан раньше людей). Он упрекнул Бога в этом и был наказан. Так повествует Азраил о себе: 

Я пережил звезду свою; 
Как дым рассыпалась она. 
Рукой творца раздроблена; 
Но смерти верной на краю. 
Взирая на погибший мир, 
Я жил один, забыт и сир. 

Демон же наказан не только за ропот: тут посерьезнее — за бунт. И его наказание страшнее, изощреннее, чем наказание Азраила. Бог испепелил страшным проклятием душу Демона, сделав ее холодной, мертвой. Он не только изгнал из рая, но и опустошил его душу. Но и этого мало. Всесильный деспот возложил на Демона ответственность за зло мира. По воле Бога Демон “жжет печатью роковой” все, к чему ни прикасается, он орудие зла. В этом страшная трагедия героя Лермонтова.

Помчался — но куда? 
Зачем? Не знаю,— прежними друзьями 
Я был отвергнут, как Эдем, 
Мир для меня стал глух и нем... 

Любовь, вспыхнувшая в душе Демона, означает для него возрождение. Пляшущая Тамара оживила “немой души его пустыню”. 

И вновь постигнул он святыню: 
Любви, добра и красоты. 

В возрожденной душе проснулись мечты, забытые чувства. Демон хотел, чтобы душа его жила, откликалась на впечатления жизни и могла общаться с другой, родной душой, испытывать большие человеческие чувства. Жить! Ощутив любовь к Тамаре, Демон почувствовал любовь ко всему живому, потребность творить добро, восхищаться красотой мира — все, чего лишил его “злой” Бог. 

(28 баллов)