В последнее время отмечается и другая тенденция — участие в убийствах по найму женщин. Все чаще совершение убийства по найму доверяют женщине, особенно в организованных преступных группировках. Женщина меньше вызывает подозрения, более исполнительна, и главное — к женщинам не применяется смертная казнь (ч. 2 ст. 59 УК РФ).
Убийства по найму совершаются лицами в основном в возрасте 20—35 лет. Именно в этом возрасте наблюдается высокая степень социальной активности, выражающейся в стремлении личности проявить свой потенциал в какой-либо области и найти место в жизни, что часто сопровождается неудачами, фактическими и мнимыми переживаниями, стрессами и иными негативными факторами. «В возрасте 20—40 лет выясняется, в какой мере и как может управлять человек своим поведением, своими инстинктами, влечениями и страстями, насколько усвоил он социальные, в первую очередь нравственные нормы, стали ли они регулятором его поведения.»
Среди наемных убийц стали встречаться несовершеннолетние. Характерной особенностью постсоветской преступности стало ее «омоложение». По мнению В.Н. Кудрявцева, «подростками стали совершаться такие тяжкие преступления, как бандитизм, захват заложников, перевозка и продажа наркотиков и даже заказные убийства».
Привлечение в качестве непосредственных исполнителей несовершеннолетних мотивируется следующими обстоятельствами:
· дети допрашиваются в присутствии законных представителей, и специальные методы и способы, которые используются следователями на допросах других лиц, не могут быть применены к детям (ч. 2 ст. 59 УК РФ);
· маловероятно, что подростки достаточно информированы о личности организаторов преступления и владеют иными данными, чтобы помочь следствию;
· несовершеннолетним значительно легче приблизиться к потенциальной жертве, они не вызывают подозрения;
· затраты на услуги несовершеннолетних убийц невелики;
· к несовершеннолетним смертная казнь не применяется.
Такие дети, как правило, являются беспризорниками или происходят из неблагополучных семей, для которых характерны отсутствие одного из родителей, злоупотребление родителями алкоголем или наркотиками, насилие в отношении детей, отсутствие контроля над ними и т. п.
Социально-ролевой аспект позволяет обозначить наиболее распространенные типы исполнителей. Лица, совершающие убийство по найму, могут быть разделены на случайных наемников, профессионалов и профессионалов экстра-класса.
Самую многочисленную группу — случайные наемные убийцы — составляют мужчины 20—30 лет, преимущественно крепкие физически, многие из которых прошли военную службу в частях с усиленной боевой подготовкой, участвовали в боевых действиях. Они, как правило, регулярно употребляют алкоголь, наркотики. Большинство из них привлекались к уголовной ответственности за преступления в основном насильственного и корыстно-насильственного характера. Эффективность достижения преступной цели при выполнении убийств достигает 60%.
Группа профессионалов представлена в основном бывшими сотрудниками правоохранительных органов, выходцами из армейских спецподразделений, прошедшими «горячие точки». Эффективность достижения преступной цели при выполнении убийств достигает 90%.
В группу профессионалов экстра-класса входят бывшие оперативные сотрудники МВД России и ФСБ России, офицеры военной разведки. Средний возраст — 35—50 лет; эффективность выполнения «контракта» — 90—100%.
Большинство профессиональных наемных убийц в целях конспирации официально трудоустроены, хотя основным источником доходов для них являются убийства. Трудоустроенность носит формальный характер, соответственно сфера легальной занятости достаточно широка и выбор конкретной деятельности не имеет принципиального значения.
Интересными представляются такие социально-демографические показатели наемных убийц, как гражданство и место жительства. Как показывает практика расследования убийств по найму, среди преступников встречаются исполнители, приглашаемые из других городов или республик.
По статистическим данным исследованных случаев, примерно 59% нападений оканчиваются смертью потерпевшего, 21% потерпевших получают ранение различной тяжести и 6,4% остаются невредимыми. Интересно, что примерно в 13% случаев результат покушения неизвестен, т. е. прибывшие по вызову очевидцев сотрудники милиции при явных следах совершенного преступления (наличие крови, оружия, пуль и гильз) не обнаруживают потерпевших либо трупы — раненные члены преступных группировок предпочитают скрываться до прибытия милиции.