Сказка Пушкина "О царе Салтане" вполне может служить психоаналитической иллюстрацией процесса Индивидуации.
Царь Салтан и бабариха олицетворяют собой коллективное бессознательное. Гвидон - это эго, которое исторгнуто из бессознательного, отвергнуто Салтаном. В результате конфликта "я" - "не я", "свое-чужое", эго(Гвидон) помещен в бочку, символ замкнутой среды, обособленности от единства с целым.
В этой бочке эго развивается, набирается сил. Первая стадия индивидуации проходит под влиянием женственности, а именно ее материнского аспекта. Поэтому Гвидон закован в бочке вместе с матерью.
Вторая стадия индивидуации характеризуется активацией мужественности, дисциплины, внешей активности. В сказке Гвидон вышибает дно бочки, делает себе лук и стремиться добыть пропитание.
Активные поиски эго приводят к соприкосновению с самостью в виде образа Лебеди. Эго стоит перед выбором - прислушаться к зову Самости или же проигнорировать ее плач и поддаться инстинктивным желаниям, голоду.
Гвидон услышал Лебедя и убил единственной стрелой мучавшего лебедя-самость ворона, совершил акт самопожертвования, за который он не ел 3 дня, но потом получил награду в виде царства и контакта с Самостью.
Ворон, атакующий Лебедь - это архетипический образ тени, противостоящей эго и разрушающей психику.
Дальше процесс Индивидуации развивается через общение Гвидона с Лебедью, т.е. эго слушает советы самости и реализует их во внешнем мире.
Внутренние превращения эго претерпевает, когда обращается то в комара, то в муху, то в пчелу.
Внешние изменения - обретение царства, белочки с орешками, 33 богатырей, возлюбленной.
То есть сначала эго обретает идентичность - царь, затем удовлетворяет инстинкты голода - достаток, потом страха - защита 33 богатырей и приходит к единству со своей душой - анимой, царевной лебедь.
А мужская и женская часть эго-индивидуальности сначала соединяются с самостью, затем между собой, образуя Целое, Эго-Самость.
Далее еще интереснее. Эго-Самость принимается коллективным бессознательным (Салтан признает сына) как авторитетное и равное себе, с ней уже начинают считаться все внешние силы.