Походив по дому, Дубровский идёт к комнате, где спят подвыпившие приказные, и встречает возле неё кузнеца Архипа с топором. Понимая, что крестьяне горой стоят за него, Владимир решается на отчаянный поступок. Он собирает несколько человек, приказывает им запереть комнату приказных на ключ, обложить её сеном и поджечь.
Пламя быстро охватывает весь дом. Попытки чиновников выбраться оказываются тщетными, они погибают в огне. Дубровский с несколькими самыми отважными крестьянами уезжает на лошадях в лес.(6)
Весть о кистенёвском пожаре гремит по всему околотку. На пропавшего Дубровского падает сильнейшее подозрение. Вскоре становится известным, что он возглавил разбойничью шайку, которая наводит ужас на всю округу. Её участники и сам главарь, впрочем, отличаются великодушием, не обижают слабых, а грабят в основном помещичьи дома. Ко всеобщему удивлению шайка Дубровского не трогает владений Троекурова.(7)
Вместе с Троекуровым живут 17-летняя дочь, Маша, девушка очень красивая и умная, а также сын Саша, которого падкий на женщин Кирила Петрович прижил с машиной гувернанткой-француженкой. Подросшему Саше требуется воспитатель. На это место приглашают некоего француза Дефоржа, иностранца, который не знает русского языка.
Кирила Петрович любит тешиться грубой забавой: по его приказу слуги неожиданно вталкивают кого-нибудь из гостей в комнату, где сидит на цепи ранее пойманный во время охоты голодный медведь. Жертва этой «шутки» может найти спасение от зверя, лишь забившись в тесный угол.
Троекуров проделывает эту потеху и с Дефоржем. Но француз, ничуть не испугавшись, достаёт из кармана маленький пистолет и убивает медведя. Этот случай производит впечатление на весь дом. Кирила Петрович проникается уважением к Дефоржу, а Маша начинает по-женски заглядываться на него(8)
На храмовый праздник в село Троекурова съезжается много гостей. После церковной службы начинается роскошный пир. За столом все наперебой рассказывают о новых подвигах банды Дубровского. Присутствующий исправник читает список его внешних примет, но он оказывается таким общим и неопределённым, что Троекуров замечает: под это описание подходит даже Дефорж. На обед приезжает и Антон Пафнутьич Спицын, сосед-помещик, который некогда в угоду Троекурову свидетельствовал против Дубровского-старшего во время памятного судебного разбирательства.(9)