Противопоставленная серьезной, неигровой действительности, имеет специфическуюсимволическую условность, позволяющую человеку в пределах игры быть свободным.Существуют различные типологии игр, напр., в психологии выделяют игры маленьких детей,сюжетно-ролевые, подростковые, игры взрослых, деловые игры. В философии исследуютсяприрода (сущность), основные функции и место игры в культуре и жизни человека.
Сущность игры можно понять, анализируя ее роль в онтогенезе и филогенезе, а такжераспространение игровых форм сознания и поведения в современной культуре. Исследованияпоказывают, что игра – это культурный артефакт. Становление игры в онтогенезеобусловлено характером социализации (воспитания) человека и образцами игровогоповедения, которые демонстрируют взрослые. Детские игры выполняют несколько важныхфункций: дают возможность с помощью игрушек в символической форме реализовать«блокированные» (т.е. неосуществленные в обычной детской жизни) желания, позволяютсоздать и прожить (как правило, в символической форме) интересные, значимые длячеловека события, создают условия для реализации свободы человека. С помощью игрыребенок упорядочивает и осваивает все увеличивающийся поток символической информации,учится жить в символических мирах. Фактически он сначала осваивает сказочные и игровыесобытия, а затем уже – реальные. Игра – это способ детского освоения и познания мира, онавовсе не условна, а, напротив, неотличима от других серьезных занятий ребенка – еды,общения с родителями и т.д. С подросткового возраста можно говорить о специфическойрефлексии игры, когда начинают различаться два слоя действительности – реальныхотношений (событий) и игровых. В сюжетно-ролевых играх подросток учится действовать поправилам (а с правил, утверждал Леви-Строс, начинается культура), брать на себя и проводитьигровые роли, договариваться, спорить, командовать, подчиняться, участвовать в разрешенииконфликтов, неизбежных в коллективной игре. В сюжетно-ролевых играх формируютсяпредпосылки психических реальностей и личности человека. Если для детей, как писалФридрих Фребель, игра – основная стихия жизни, то для взрослых – не более, чем одна изсфер жизнедеятельности, помогающая отдохнуть, развлечься, реализовать блокированныежелания. Игра для взрослого – это, как правило, средство, облегчающее решениеопределенных личностных задач: реализации себя, влияния на другого, поднятия своегопрестижа и т.п. Одновременно сохраняются и иные функции игры – создание интереснойреальности, реализация потребности в свободе, осуществление блокированных желаний.
В современной культуре значение игры существенно возросло. Не в последнюю очередь этосвязано с переосмыслением значения символических форм жизни (искусства, игры,сновидений, фантазий и т.п.), а также с культивированием ценностей свободы в самых разныхее значениях. Исследования последних десятилетий в философии и гуманитарных наукахпоказывают, что символические формы жизни – это не просто мимезис, т.е. вторичноевыражение и изображение чего-то существующего, но, напротив, самостоятельнаядействительность и реальность, в лоне которой рождаются и изменяются как события, так исам человек. Все возрастающая роль семиотического опосредования, возможностьполноценно жить в сфере искусства, игры, фантазии, сужение зоны опирающихся на опытформ жизни, новые представления о существовании и реальности, включающие смену и«игру» позиций и точек зрения – эти и многие другие моменты современной культуры,отмеченные, в частности, в философии постмодерна, создают благоприятную почву как длянового интереса к феномену игры, так и для ее изучения.