Емельян Иванович Пугачёв — донской казак, предводитель Крестьянской войны 1773—1775 годов в России. Он назвал себя умершим Петром 3 и с этими словами пошел по России собирать людей в свое войско. Заставлял всех ему присягать, а тех кто не выполнял его требования Емельян казнил. Однако самозванство Пугачёва имело большой успех.
Одним из самых страшных восстаний в истории России был бунт под предводительством Емельяна Пугачева. В 1832 году Александр Сергеевич Пушкин начинает собирать информацию о бунте. Царь, Александр 1, предоставляет ему возможность ознакомиться с секретными материалами о восстании. Пушкин обращается к неопубликованным документам из семейных архивов и частных коллекций. В «Архивных тетрадях» сохранились копии именных указов, писем Пугачева, выписки из донесений о боевых действиях с его отрядами. Пушкин объехал пол России собирая необходимую информацию.
В “Капитанской дочке”, Александр Сергеевич описал Пугачева, как героя народных сказок, былин. Главный герой произведения, Петр Андреевич Гринев, после встречи с Пугачевым описывает его: ”Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. На нем был оборванный армяк и татарские шаровары”. Но когда Емельян явился в Белогорскую крепость, он выглядел совершенно по другому: ”...сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза”. Здесь Пугачев уже действительно похож на царя.
Раньше на Руси Пугачем называли того, кто заставлял бояться других, пугал окружающих. Поэтому, не зря, наверное, у Емельяна была фамилия Пугачев. Именно таким он предстает перед нами в начале произведении “Капитанская дочка”. К концу же повести Пугачев становится более человечным.
Пугачев был справедливым. Это видно по его разговору с Гриневым, когда он отпустил Петра Андреевича в Оренбург. Емельян помог Петруше спасти его невесту Машу от Швабрина и наказать Алексея Ивановича за использование власти для того, чтобы бедная девушка вышла за него замуж. Но Александр Сергеевич все же отобразил и свирепство Пугачева. Пушкин подробно описал сцену повешения Ивана Кузьмича и Ивана Игнатьича.
Речь Пугачева разная. Когда он был бродягой он говорил:”...будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов.”. То есть была совершенно обычной. Но когда Пугачев был в роли “бунтовщика” он говорил по другому, более грубо и требовательно :” Как ты смел, противится мне, своему государю?”.
К образу Емельяна Пугачева невозможно относится однозначно. Пушкину удалось показать, то что Пугачев был тираном, но все же в нем остались такие человеческие качества, как сочувствие и справедливость.