В центральном образе пьесы «Утиная охота», образе-типе, запечатлены явления, как бы уже и не зависящие от самого героя, явления, большей частью опасные и трудно искоренимые. Назвав их «зиловщиной», Валентин Распутин высказывал предположение: «...быть может, самая большая заслуга Вампилова как драматурга в том и состоит, что он одним из первых ее распознал и показал». Но «зиловщиной» далеко не исчерпывается сущность характера, созданного драматургом. Сопоставляя отношение самого Александра Вампилова, не считавшего Зилова отрицательным героем, с тем, каким он выступает в пьесе, иногда говорят о явном противоречии. Драма «Утиная охота», принадлежит к наиболее противоречивым и спорным произведениям писателя... Зилова нельзя рассматривать подонком, мелким, ничтожным человеком и т. д. и т. п. Встав на подобную точку зрения, мы ничего не поймем в пьесе и сведем ее содержание к фельетону на тему прожигателя жизни. Зилов — неоднозначный характер и двойственный по существу, весь построенный на контрастах и противоречиях: обаяние и ложь, мечтательность и хитрость, искренность и равнодушие — в герое пересекаются разные качества... Жизнь Зилова — это погоня за скудными развлечениями, скрывающая стремление уйти от скуки, обыденности, пошлости.