Наго́рная про́поведь — собрание изречений Иисуса Христа в Евангелии от Матфея, преимущественно отражающих моральное учение Христа[1]. В главах с 5 по 7 Евангелия от Матфея повествуется о том, что Иисус произнёс эту проповедь (около 30 года н. э.) на склоне горы своим ученикам и толпе людей. Матфей делит учение Иисуса на 5 частей, Нагорная проповедь из них первая[2]. Другие касаются учеников Христа, Церкви, Царствия Небесного, а также жёсткое осуждение книжников и фарисеев[2].
Самая известная часть Нагорной проповеди — Заповеди Блаженства, помещённые в начале Нагорной проповеди. Также в Нагорную проповедь входят молитва Отче наш, заповедь «не противиться злому» (Мф. 5:39), «подставить другую щёку», а также Золотое правило. Также часто цитируются выражения: «соль земли», «свет мира», и «не судите, да не судимы будете».
Многие христиане считают Нагорную проповедь комментарием к Десяти заповедям. Христос предстаёт истинным толкователем закона Моисеева[1]. Также считается, что в Нагорной проповеди сосредоточено основное содержание христианского учения, именно так к этой части Евангелия относятся многие религиозные мыслители и философы, например Лев Толстой[3], Ганди, Дитрих Бонхёффер, Мартин Лютер Кинг. Такое воззрение является одним из основных источников христианского пацифизма[1].
Персидская миниатюра, изображающая Нагорную проповедь
Содержание
[скрыть] 1Гора Блаженств2Сравнение с Проповедью на равнине3Слушатели4Структура4.1Введение (Мф. 5:1—2)4.2Блаженства (Мф. 5:3—12)4.3Притчи о соли и свете (Мф. 5:13—16)4.4Объяснение Закона (Мф. 5:17—48)4.5Не делай, как делают лицемеры (Мф. 6)4.6Молитва Господня4.7Не судите, да не судимы будете (Мф. 7:1—5)4.8Благость Небесного Отца и святость (Мф. 7:7—29)5Толкование6Нагорная проповедь и Ветхий Завет7Примечания8Литература9Ссылки9.1Православные материалы9.2Материалы кальвинистов