Церковь была сооружена в 1165 году. По воле князя Андрея Боголюбского
она поставлена у слияния рек Нерли и Клязьмы - важных торговых и военных
путей - и посвящена празднику Покрова Богородицы, только что введенному
в это время во Владимирском княжестве для укрепления его престижа в
соперничестве с Киевом.
Об этой церкви много написано. Ее
называют "белой лебедью" русской архитектуры, красавицей, сравнивают с
невестой. Ученые скрупулезно выясняют архитектурные приемы, за счет
которых достигнуто ее чарующее совершенство.
Полюбовавшись
церковью с некоторого расстояния, нужно подойти поближе, чтобы
рассмотреть детали. Каждый фасад украшен резьбой. Скульптурный декор
изысканно прост и полон глубокого смысла. В самом верху - библейский
царь Давид с гуслями. Зачарованные его игрой, присмирели хищные звери.
Изображения говорили об идее мира и единения под властью князя, которому
"покровительствуют" небесные силы.
Чуть ниже, над окнами, помещена
галерея женских головок. Их считают символами посвящения храма
Богоматери. На каждом фасаде, у арки среднего окна заняли места львы -
символы княжеской власти, стражи храма.
Посередине высоты здание перехвачено поясом стройных колонок, резной орнамент покрывает дуги порталов.
Над истолкованием фасадного декора владимиро-суздальских белокаменных храмов пытливая мысль ученых бьется уже второе столетие.
Но
каков бы ни был забытый символический смысл скульптурных композиций,
сила их непреходящего эстетического воздействия в том, что создавая
человеческие образы, фигуры сказочных зверей и птиц, покрывая
поверхность камня пышным орнаментом, мастера вкладывали во все это свое
восприятие опоэтизированного ими мира, полного чудес и красот.
Резчики,
украсившие церковь Покрова, сделали первые, но блистательные шаги на
пути владимиро-суздальского пластического искусства от единичных
рельефных изображений и небольших композиций до грандиозных
скульптурнодекоративных ансамблей на стенах Дмитриевского собора во
Владимире и Георгиевского - в Юрьев-Польском.
Неописуемо красивы
эти места весной, в половодье, когда от холма, на котором стоит
церковь, остается крошечный островок. Теперь известно, что холм этот -
искусственный, и что в древности он был облицован белокаменными плитами.
Исключительное художественное совершенство памятника производит
впечатление, что он дошел до нас таким, каким был задуман и создан. Но
не успеете Вы так подумать, как всезнающий экскурсовод разрушит Ваши
представления и расскажет, что в 1954 - 1955 гг. при археологических
изысканиях внутри холма были обнаружены фундаменты неизвестного
назначения. По мнению профессора Н.Н.Воронина, это -основание
несохранившейся арочной ограды - галереи, которая огибала церковь с трех
сторон на расстоянии двух с половиной метров от стен.
Белокаменная
облицовка холма и предполагаемая арочная галерея неузнаваемо изменяли
художественный образ церкви, сообщая ей черты царственной
величественности. Возможно, в первоначальном виде храм больше отвечал
замыслам князя Андрея Боголюбского, стремившегося придать каждой своей
постройке подчеркнуто столичный характер. Но в наше сознание этот
памятник навсегда вошел таким, как есть: поэтически-интимным и идеально
завершенным, к которому нельзя прибавить ни единого камня, не нарушив
гармонии его пропорций.
Сейчас просто не верится, что этот
редкой красоты самобытности храм однажды едва не погиб от невежества и
головотяпства церковников. В 1784 году его обрекли на слом ради груды
камней для одной из монастырских построек. Церковь уцелела лишь потому,
что заказчик (Боголюбовский Рождественский монастырь) и подрядчики не
сошлись в цене за ее разборку.
Уходя, оглянитесь окрест и поблагодарите счастливый случай, сохранивший нам сказочное творение древнерусских зодчих.