Римский-Корсаков - выдающийся русский композитор,
музыкально-общественный деятель, педагог - оставил огромное творческое
наследие. Оно включает 15 опер, 3 симфонии, ряд оркестровых сочинений,
романсы. Ему принадлежат также два сборника русских народных песен,
книги и статьи по различным вопросам музыкального искусства.
Индивидуальность Римского-Корсакова наиболее полно раскрылась в его
операх. Они отмечены горячим интересом к истории, быту, поэтическим
представлениям и обычаям народа. В них широко использованы мотивы
народных былин и сказок, сокровища русского песенного фольклора.
Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6 (18) марта 1844 г. в
Тихвине недалеко от Петербурга. Музыкальные способности мальчика
проявились рано, но по семейной традиции в 12-летнем возрасте его
определили в Морской корпус в Петербурге. В 1861 г. он завязал тесные
творческие связи с кружком Балак
ирева ('Могучей кучкой'), в который входили Кюи, Мусоргский, а
несколько позднее - Бородин. Общение Римского-Корсакова с балакиревским
кружком было прервано двухлетним кругосветным плаванием, которое
послужило источником разнообразных впечатлений, отразившихся в
творчестве. Наиболее значительные произведения раннего периода -
симфоническая картина 'Садко' и опера 'Псковитянка' (1872). В 1871 году
Римский-Корсаков был принят в число профессоров Петербургской
консерватории и занимал эту должность на протяжении почти сорока лет.
Пристальное изучение русской и украи
нской народной песни вызвало к жизни оперы 'Майская ночь' (1879) и
'Снегурочка' (1881), отразившие увлечённость Римского-Корсакова
сказочностью и языческой мифологией.
Период наиболее интенсивного творчества начинается в середине 90-х
гг. За фантастической оперой-балетом 'Млада' (1889) последовали
опера-колядка 'Ночь перед Рождеством' (1895), опера-былина 'Садко'
(1896), лирическое оперы 'Боярыня Вера Шелога' (1898, одноактная -
пролог к 'Псковитянке') и 'Царская невеста' (1898). На рубеже XX века
внимание композитора вновь привлекает опера-сказка, но под возд
ействием новых настроений в русском обществе она приобретает иной,
чем прежде, идейный смысл. Ирония в 'Сказке о царе Салтане' (1900)
уступает место политической аллегории в 'осенней сказочке' 'Кащей
Бессмертный' (1902) и бичующей сатире в 'Золотом петушке' (1907). К
последнему периоду творчества относятся также драматическая
опера-легенда 'Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии'
(1903), завершающая эпическую линию развития русского музыкального
театра.
Николай Андреевич Римский-Корсаков умер 8 (21) июня 1908 года в усадьбе Любенск под Петербургом.