Какое авторское отношение к Митрофану (Недоросль)

0 голосов
35 просмотров

Какое авторское отношение к Митрофану (Недоросль)


Литература (18 баллов) | 35 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов
Людмила Привалова Гений (51569) 7 лет назадПерсонаж комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» , недоросль, сын помещиков Прос-таковых, 15 лет. Имя «Митрофан» означает по-гречески «матерью явленный» , «подобный своей матери» . Оно стало нарицательным для обозначения тупого и наглого мамень-киного сынка-невежды. Прототипом образа Митрофана ярославские старожилы считали некоего барчука, проживавшего в окрестностях Ярославля, о чем сообщил Л. Трефолев. Комедия Фонвизина — это пьеса о недоросле, о его чудовищном воспитании, пре-вращающем подростка в жестокое и ленивое существо. Слово «недоросль» до комедии Фонвизина не несло отрицательной семантики. Недорослями называли подростков, не до¬стигших пятнадцати лет, то есть возраста, определенного Петром I для вступления в службу. Митрофан учится уже четыре года, но Простакова хочет удержать его при себе лет на десять.
Авторское отношение к Митрофану, как и к другим отрицательным персонажам, выражается в форме «монологического» саморазоблачения героя и в репликах положи-тельных героев. Грубость лексики выдает в нем жесткосердие и злую волю: непросвещен-ность души ведет к лени, пустым занятиям (гонять голубей) , обжорству. Митрофан такой же тиран домашних, как и Простакова. Подобно Простаковой, не считается с отцом, видя в нем пустое место, всячески третирует учителей. При этом он держит Простакову в своих руках и угрожает покончить с собой, если она не оградит его от Скотинина («Вить здесь и река близко. Нырну, так поминай как звали») . Митрофан не знает ни любви, ни жалости, ни простой благодарности: в этом отношении он превзошел мать. Простакова живет для сына, Митрофан — для себя. Невежество способно прогрессировать от поколения к по¬колению; грубость чувств низводится к чисто животным инстинктам. Простаков с удивле¬нием замечает: «Странное дело, братец, как родня на родню походить может. Митро¬фанушка наш весь в дядю. II он до свиней сызмала такой же охотник, как и ты. Как быт еще трех лет, так. бывало, увидя свинку, задрожит от радости» . В сцене драки Скотинин называет Митрофана «чушка проклятая» . Всем своим поведением и речами Митрофан оправдывает слова Стародума: «Невежда без души — зверь» .
. Митрофан остановился в своем развитии и датее способен лишь на регресс. Софья говорит Милону: «Он хотя и шестнадцати лет. а достиг уже до послед¬ней степени своего совершенства и дале не пойдет» . Отсутствие семейно-культурных традиций обернулось торжеством «злонравия» , и Митрофан рвет даже те «животные» связи, которые объединяли его с родственным кругом.
В лице Митрофана Фонвизин вывел своеобразный тип раба-тирана: он раб низких страстей, которые и превратили его в тирана. «Рабское» воспитание Митрофана в узком смысле связано с «мамкой» Еремеевной, в широком смысле — с миром Простаковых ^ и Скотининых. В обоих случаях Мшрофану привиты бесчестные понятия: в первом потому, что Еремеевна — крепостная, во втором — потом}-, что понятия чести извра-щены.
Образ Митрофана (и само понятие «недоросля» ) стали нарицательными. Однако просветительская идея о механистической зависимости поведения человека от его вос¬питания впоследствии была преодолена. В «Капитанской дочке» Пушкина Петруша Гринев получает сходное с Митрофаном образование, но развивается самостоятельно и ведет себя как честный дворянин. Пушкин видит в Митрофане нечто коренное, русское обаятельное и с помощью эпиграфа («Митрофан по мне» ) возводит к герою «Недоросля» рассказчика — а отчасти и персонажей — «Повестей Белкина» . Имя «Митрофан» встречается у Лермонтова («Тамбовская казначейша») . Сатирическое развитие образа дано в романе Салтыкова-Щедрина «Господа
(56 баллов)