В 1902 году М. Горький создает свою вторую пьесу «На дне». В ней писатель вновь обратился, как и в рассказах раннего периода, к миру отверженных. Но замысел драматурга не сводится к изображению людей «дна», искалеченных общественным строем. Пьеса является страстным и взволнованным спором о человеке, о различных путях к человеческому счастью.
Читая пьесу, мы оказываемся в «подвале, похожем на пещеру». Обитатели ночлежки Костылева — не самые опустившиеся нищие: у этих людей есть еще деньги заплатить за нары.
В разговорах звучат признания, кто и как опустился в этот подвал. Барон проворовался на службе, потом — тюрьма, потом — подвал Костылева. Сатин в гневе убил обидчика сестры, потом — каторга, потом — подвал Костылева. Клещ не выдержал конкуренции, разорился, лишился мастерской и жилья, потом — подвал Костылева. Не нашли себе пристанища и работы Татарин и Кривой Зоб. Из подвала не выходил «вор, воров сын» Васька Пепел. В ночлежке судьба свела бывших: бывшего слесаря и бывшего барона, бывшего актера и бывшего крючника. Никто не смог вернуться к прежнему состоянию и месту в жизни.
В чем же состоит настоящая правда жизни, к которой должен стремиться человек? Этот вопрос обнаженно и остро встает в пьесе, и на него по-разному отвечают различные персонажи: Сатин, Лука, Костылев, Клещ, Настя и другие. Противоположные точки зрения в ответе на этот вопрос выражают Лука и Сатин.