Во времена обособленности, предшествовавшей возрождению торговли, каждое поместье само удовлетворяло почти все свои потребности, почтиничего не продавало и производило лишь то, что было необходимо для его населения. Но, когда снова образовался класс купцов и начали продавать предметы роскоши или полезные товары, то производствооживилось и расширилось. Как было замечено в книге “Эпоха крестовых походов”: “Необходимое обеспечивает существование, но только излишек придает жизни ее прелесть”. Общество начало стремиться к излишку; каждаяпровинциальная община начала работать не только для того, чтобы прокормиться самой, одеться и вооружиться, но и для того, чтобы продавать излишек, из которого она сама не извлекала пользы[1]. То есть, крестьянеимели потребности, которые нельзя было удовлетворить посредством обычных практик обмена: продуктами хозяйственной деятельности или дружескими дарами, поэтому начали производить прибавочный продукт,который обменивался на местных рынках.
Необходимо заметить, что торговля в средние века далеко не достигла того развития, на какое она была способна. Местной торговли, то есть той, котораясовершается в пределах города или округа, почти не было. В настоящее время фабрикант редко предлагает потребителю свои изделия непосредственно; между производителем и потребителем стоит один или несколько посредников. Всредние же века существовал свой идеал в теории справедливой цены - теории, основанной одновременно на теологических принципах и на повседневном опыте. В силу этой теории каждая вещь должнапродаваться за известную сумму, которая, во-первых, покрывала бы издержки производителя, во-вторых, обеспечивала бы ему справедливое вознаграждение за труд. Каждый ремесленник должен был иметь лавку и торговал помелочам.