Слово фашизм происходит от итальянского fascio (фа́шо) — «союз» (например, название политической радикальной организации Б. Муссолини — Fascio di combattimento — «Союз борьбы»). Это слово, в свою очередь, восходит к латинскому fascis — «связка, пучок», которым, в частности обозначались символы магистратской власти — фасции, связка прутьев с воткнутым в неё топором. Фасции носили ликторы — почётная стража высших магистратов римского народа.
Фасции символизировали право применять силу от имени народа — вплоть до
смертной казни. С тех пор изображение фасций присутствует в символах
государственной власти многих стран (например, фасции присутствуют на эмблеме Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации).
В более узком историческом смысле под фашизмом понимается массовое политическое движение, существовавшее в Италии в 1920-е — начале 1940-х под руководством Б. Муссолини[9]. Это название стало применяться для классификации идеологий и политических режимов, возникающих в других странах.
Роберт Суси (англ.)русск. в Британнике[6], К. С. Гаджиев в Новой философской энциклопедии[7] и другие источники относят к фашистским также ряд организаций и движений, активных в 1920-1945 гг.: НСДАП[8][10][11], Испанская фаланга[6][8], усташи[6], португальский Национальный союз[6] финляндское Движение Лапуа, Скрещённые стрелы в Венгрии[6], румынская Железная гвардия[6] и ряд других.
Фашизм также рассматривается как государственное устройство,
существовавшее в некоторых странах Европы (наиболее часто к таким
относят Германию во время правления Адольфа Гитлера и Италию при
Муссолини) - фашистских государствах до конца Второй мировой войны.[12]
Эрнст Нольте
в качестве основы фашизма выделяет три идеологических "анти-":
антимарксизм, антилиберализм и антиконсерватизм. К которым добавляются
две характеристики движения: принцип лидерства и партийность.[13]
Известный исследователь фашизма Стенли Пейн к трем "анти-" Нольте добавляет следующие характеристики: национализм, авторитарный этатизм, корпоративизм, синдикализм, империализм, идеализм, волюнтаризм, романтизм, мистицизм, милитаризм, насилие.[14][15]
Социолог фашизма Хуан Линц
дает более пространное определение фашизма: "гипернационалистическое,
часто пан-националистическое, антипарламентаристское, антилиберальное,
антикоммунистическое, популистское и следовательно антипролетарское,
частично антикапиталистическое и антибуржуазное, антиклерикальное или по
меньшей мере неклерикальное движение, ставящее целью национальное и
социальное объединение через единую партию и корпоративное
представительство"[16]
Британский ученый Роджер Итвелл (Roger Eatwell) дает более лаконичное
определение: фашизм "преследует цель возглавить социальное возрождение
на основе холистически-национального радикального третьего пути".[17]
Английский исследователь Роджер Гриффин
обращая внимание прежде всего на ценностную составляющую трактует
фашизм как "мифическое ядро" "популистского ультранационализма"
вдохновленного идеей перерождения нации, расы или культуры и созданием
"нового человека".[18] Он определяет фашизм как «палингенетический ультранационализм»,
предполагающий, что в своем мифологическом ядре фашистская идеология
нацелена не на возрождение нации (как другие
националистически-популистские идеологии), а на её «сотворение заново»[11][19]. Эту концепцию, по мнению Андреаса Умланда, можно считать более или менее принятой на сегодняшний день в англоязычном научном сообществе[20].
Американский историк Роберт Пакстон (Robert Paxton) определяет фашизм
как "форму политического поведения, отмеченную чрезмерной
озабоченностью упадком сообщества, униженностью, жертвенностью,
компенсированную культами единства, силы и чистоты, на основе которой,
опирающаяся на массы партия активистов националистов в сложном, но
эффективном сотрудничестве с традиционными элитами, отказываясь от
демократических свобод, насильственно реализует без этических и
легальных ограничений цели внутреннего очищения и международной
экспансии" [21]
По мнению американского историка Джона Лукача между немецким национал-социализмом и итальянским фашизмом существововало больше различий, чем сходства[22].
Кроме того, имеется тенденция психологической и психофизиологической трактовки понятия «фашизм»[23][24],
обосновывающая понимание фашизма как патологического отклонения в
массовом и/или индивидуальном сознании. Австрийский психолог Вильгельм Райх,
в годы нацизма вынужденный покинуть Европу, заявлял, что «фашизм
возникает на основе расовой ненависти и служит её политически
организованным выражением.»[23].
По мнению американского философа Ханны Арендт
основным признаком фашизма является создание культа ненависти к
внутреннему либо внешнему врагу, создаваемому мощным пропагандистским
аппаратом, не гнушающимся ложью для создания нужного эффекта[25].