Думам К.Ф.Рылеева близки исторические песни,которые по сравнению с былинами являются более поздней формой народной поэзии, героями исторических песен были борцы за родину и права народа. Песни короче былин, отличаются от былин и манерой исполнения (былины сказываются, исторические песни поются), эпитеты более индивидуализированы. Исторические песни близки и к песням лирическим, например, в них есть лирические зачины («На заре то было, на зореньке...», «Ах туманы вы мои, туманушки...»), цель которых создать определенное настроение, подготовить к восприятию эмоционального содержания. Сравнения, встречающиеся в песне, часто общие и для других жанров устного народного творчества . Например, отрицательная форма («Не сизы орлы клохочут, Не серые гуси возголосят...») близка к отрицательным формам в былинах. Лирические песни раскрывают внутренний мир человека.
Центральное место в думах занимают образы борцов за независимость родины и свободу народа, борцов против деспотизма и угнетения. Поэт восхищается мужеством Святослава, Мстислава Удалого, Дмитрия Донского, Ермака, Ивана Сусанина. Особенно дорог ему Волынский, воплощение "доблести гражданской", "отчизны верный сын", "заклятый враг постыдного неправосудья". Не возникает сомнения, что мысли, которые высказывает Волынский: "Славна кончина за народ!.. За истину святую. И казнь мне будет торжеством!", его готовность, "любовью к родине дыша", стать "за страждущих — железной грудью", — все это были убеждения самого Рылеева.
Свой идеал поэта, "правды верного жреца", "поклонника пламенного добра", "органа истины священной", который "выше всех на свете благ/ Общественное благо ставил/ Святую добродетель славил", всегда оставался "гонимых обороной/ И зла непримиримым врагом", Рылеев воплотил в думе "Державин".