Музыка помогает открыть
уста детей ключом волшебных звуков; помогает передать многообразие смысловых
оттенков слова. Загадочный музыкальный мир, взаимодействуя с миром
художественного слова, развивает эмоциональную сферу ребенка, помогает ему
более полно выразить мысли и чувства. Звучащая на уроке литературы музыка
является своеобразной подсказкой, которая направляет воображение учащихся,
создает определенный эмоциональный настрой.
В нашем исследовании
практической реализацией стала индивидуальная работа. У каждого был собственный
план работы над произведением, ведь для
того, чтобы понять текст, нам необходимо
знать и личность автора, и мнение других людей об этом произведении,
а подобрать музыку для отражения того
или иного произведения мы можем только через личные знания и личное восприятие.
Музыку мы подбирали уже всей группой,
заслушав перед этим исследовательские работы
студентов . Было прослушано большое количество музыкальных тем, начиная с Чайковского и
Грига и заканчивая современными композиторами симфонической
и
инструментальной музыки.
Творческое исследование
рождает в человеке живую фантазию, живое воображение.
Исследование по природе своей основано на желании сделать
что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя бы то, что до тебя
существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря,
исследовательское начало в человеке –
это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно,
к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Поэтому важнейшая задача
нашего исследования - развитие
творческого начала, стремление к поиску. Исследуя данную тему, мы стремились выявить
ту взаимосвязь между музыкой и литературой, которая помогает в большей степени понять красоту и смысл произведения. Музыка и литература - это генеральная
тема, своего рода, “сверхзадача” в урочной и внеурочной деятельности в рамках
межпредметной интеграции. Музыкальный материал, звучащий на уроках литературы ,
комментарии учителя, наблюдения и размышления самих учащихся, направляемые
преподавателем ,- все должно помогать
постепенному решению этой “сверхзадачи”.
Настоящее, прочувствованное и продуманное
восприятие музыки на уроках литературы - одна из самых активных форм приобщения
к органичному мировосприятию, потому что при этом активизируется внутренний,
духовный мир учащихся, их чувства и мысли. На наш взгляд, музыка и литература не могут
существовать друг без друга. Бессмысленно говорить о каком - либо воздействии
музыки и литературы на духовный мир детей и подростков, если они не научились
слышать это единение, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и
образы. всем добра\\\миу ^^