Может показаться, что только литература, способная соотносить человеческую жизнь с тотальностью, понятой по-марксистски, заслуживает имени реалистической. На деле Лукач разделяет две формы реализма — критический и социалистический. В реалисты он зачисляет всех великих писателей прошлого, независимо от их мировоззрения. Бальзак, Вальтер Скотт, Толстой были реакционерами по своим политическим взглядам. Но благодаря реалистическому художественному таланту создали великие художественные произведения. Согласно Лукачу, у таких писателей существует противоречие между мировоззрением и талантом. Неясно, впрочем, в чем же это противоречие выражалось. Легитимистские и аристократические установки Бальзака, например, прекрасно согласуются с его критикой послереволюционного общества во Франции, а религиозные воззрения Толстого целиком соответствуют его критике официальной церкви и привилегированных классов. «Противоречие», по мнению философа, существует только между мировоззрением данных писателей и марксистской доктриной, хотя об этом Лукач прямо не пишет, слепо копируя Ленина в подходе к проблеме.