Приемам устного изложения теоретического содержания учебного исторического материала относятся: объяснение, рассуждение, сравнительная и обобщающая характеристика. Объяснение - прием монологического, целостного, аргументированного изложения существенных признаков исторических событий, явлений, процессов, причинно-следственных связей и закономерностей их развития, оценочных суждений. Объяснение подводит школьников к усвоению понятий, причин, следствий и значения главных исторических фактов, к осознанию целей, мотивов и результатов деятельности людей в прошлом, к анализу и оценке культурно-исторического наследия, к формированию собственных идей и убеждений. В объяснении присутствуют два компонента: то, что объясняется, и то, чем аргументируются выдвинутые положения. Достоинствами данного приема являются: полное, обстоятельное, логически целостное и последовательное изложение теоретических сведений на доступном для учащихся с разными познавательными возможностями уровне; компактный и экономичный до времени способ передачи сложной и объемной учебной информации; демонстрация учителем примеров связного, логически структурированного монолога. К недостаткам относится: изложение теоретических сведений как результат заранее проделанной мыслительной работы; ограничение познавательной самостоятельности школьников; объяснение не формирует критического мышления и снижает интерес к предмету. При объяснении учебного материала используются все виды таблиц, исторические карты, логические схемы, опорные конспекты.