Попробуйте сами поиграть приведёнными ниже словами, как это сделано в рассказе Ф....

0 голосов
84 просмотров

Попробуйте сами поиграть приведёнными ниже словами, как это сделано в рассказе Ф. Кривина.
Самостоятельные и служебные части речи, склонение, предложение, главные и второстепенные члены предложения, однородные члены предложения, прямая речь, ударение, гласные и согласные, твёрдые, мягкие, звонкие и глухие согласные, шипящие и т.п.
САМ ТЕКСТ:
Новое значение
Пришла РАБОТА к ЧЕЛОВЕКУ и говорит:
- Я пришла к тебе как Существительное к Существительному. Хотя значение у нас разное, но грамматически мы довольно близки, поэтому я рассчитываю на твою помощь.
- Ладно, - сказал ЧЕЛОВЕК, - можешь не распространяться. Выкладывай, что там у тебя.
- Есть у меня сынок, - говорит РАБОТА, - способный, дельный парнишка. Не хотелось бы, чтобы он, как мать, остался неодушевлённым.
- Какая же ты неодушевлённая? - возразил ЧЕЛОВЕК. - Разве может быть неодушевлённой работа?
- Ты забываешь, что мы не в жизни, а только в грамматике. А в грамматике много несоответствий. Здесь "жареный цыплёнок" - одушевлённый, а "стадо коров" - неодушевлённое...
- Да, да, прости, я совсем забыл.
- Так вот, я и подумала - не возьмёшь ли ты моего сынка на выучку? Поработает у тебя Прилагательным, в Существительные выйдет, а там, глядишь, воодушевится...
- А как зовут сынка-то?
- РАБОЧИЙ.
- Ну что ж, имя подходящее. Пусть выходит завтра на работу.
И вот появился в тексте рядом со словом ЧЕЛОВЕК его ученик - Рабочий.
РАБОЧИЙ ЧЕЛОВЕК... Очень хорошее сочетание.
- Ты следи за мной, - говорит ЧЕЛОВЕК ученику. = Во всём мне согласуйся... Пока ты - Прилагательное, это необходимо.
Старается ученик, согласуется. А ЧЕЛОВЕК его поучает:
- Существительным, брат, стать не просто. В особенности одушевлённым. Здесь не только род, число, падеж усвоить нужно. Главное - значение. Вот знаешь ты, что значит - ЧЕЛОВЕК?
- Откуда мне знать?.. - вздыхает ученик. - Я ж ещё не учился.
Но со временем он разобрался во всём. Верно говорила РАБОТА, что у неё способный, дельный сынок. Увидев, что ученик усвоил его науку, ЧЕЛОВЕК сказал ему:
- Ну, вот и стал ты одушевлённым Существительным, как говорят, вышел в люди. Теперь можешь работать самостоятельно - каждому будет ясно твоё значение.
Так появилось в тексте новое Существительное.
РАБОЧИЙ...
Это не просто мужской род, единственное число, именительный падеж. Тут, как говорил ЧЕЛОВЕК, значение - самое главное.


Русский язык (211 баллов) | 84 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов
Правильный ответ

прилагательноеоооооооооооЗна­че­ние бук­вен­ных пе­ре­мен­ных может ока­зать­ся недо­пу­сти­мым, если зна­ме­на­тель дроби при этих зна­че­ни­ях равен нулю. Во всех осталь­ных слу­ча­ях зна­че­ние пе­ре­мен­ных яв­ля­ют­ся до­пу­сти­мы­ми, т. к. дробь можно вы­чис­лить.

При­мер 2. Уста­но­вить, при каких зна­че­ни­ях пе­ре­мен­ной не имеет смыс­ла дробь .

Ре­ше­ние. Чтобы дан­ное вы­ра­же­ние имело смысл, необ­хо­ди­мо и до­ста­точ­но, чтобы зна­ме­на­тель дроби не рав­нял­ся нулю. Таким об­ра­зом, недо­пу­сти­мы­ми будут толь­ко те зна­че­ния пе­ре­мен­ной, при ко­то­рых зна­ме­на­тель будет рав­нять­ся нулю. Зна­ме­на­тель дроби , по­это­му решим ли­ней­ное урав­не­ние:

.

Сле­до­ва­тель­но, при зна­че­нии пе­ре­мен­ной  дробь не имеет смыс­ла.

Ответ: -5.

Из ре­ше­ния при­ме­ра вы­те­ка­ет пра­ви­ло на­хож­де­ния недо­пу­сти­мых зна­че­ний пе­ре­мен­ных – зна­ме­на­тель дроби при­рав­ни­ва­ет­ся к нулю и на­хо­дят­ся корни со­от­вет­ству­ю­ще­го урав­не­ния.

Рас­смот­рим несколь­ко ана­ло­гич­ных при­ме­ров.

При­мер 3. Уста­но­вить, при каких зна­че­ни­ях пе­ре­мен­ной не имеет смыс­ла дробь.

Ре­ше­ние. .

Ответ. .

При­мер 4. Уста­но­вить, при каких зна­че­ни­ях пе­ре­мен­ной не имеет смыс­ла дробь .

Ре­ше­ние..

Встре­ча­ют­ся и дру­гие фор­му­ли­ров­ки дан­ной за­да­чи – найти об­ласть опре­де­ле­ния или об­ласть до­пу­сти­мых зна­че­ний вы­ра­же­ния (ОДЗ). Это озна­ча­ет – найти все до­пу­сти­мые зна­че­ния пе­ре­мен­ных. В нашем при­ме­ре – это все зна­че­ния, кроме . Об­ласть опре­де­ле­ния удоб­но изоб­ра­жать на чис­ло­вой оси.

Для этого на ней вы­ко­лем точку , как это ука­за­но на ри­сун­ке:

 

 

Рис. 1

Таким об­ра­зом, об­ла­стью опре­де­ле­ния дроби будут все числа, кроме 3.

Ответ..

При­мер 5. Уста­но­вить, при каких зна­че­ни­ях пе­ре­мен­ной не имеет смыс­ла дробь .

Ре­ше­ние..

Изоб­ра­зим по­лу­чен­ное ре­ше­ние на чис­ло­вой оси:

Рис. 2

Ответ..

 Графическое представление области допустимых (ОДЗ) и недопустимых значений переменных в дробях

При­мер 6. Уста­но­вить, при каких зна­че­ни­ях пе­ре­мен­ных не имеет смыс­ла дробь .

Ре­ше­ние.. Мы по­лу­чи­ли ра­вен­ство двух пе­ре­мен­ных, при­ве­дем чис­ло­вые при­ме­ры:  или  и т. д.

Изоб­ра­зим это ре­ше­ние на гра­фи­ке в де­кар­то­вой си­сте­ме ко­ор­ди­нат:

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Гра­фик функ­ции 

Ко­ор­ди­на­ты любой точки, ле­жа­щей на дан­ном гра­фи­ке, не вхо­дят в об­ласть до­пу­сти­мых зна­че­ний дроби.

Ответ. .

 Случай типа "деление на ноль"

В рас­смот­рен­ных при­ме­рах мы стал­ки­ва­лись с си­ту­а­ци­ей, когда воз­ни­ка­ло де­ле­ние на ноль. Те­перь рас­смот­рим слу­чай, когда воз­ни­ка­ет более ин­те­рес­ная си­ту­а­ция с де­ле­ни­ем типа .

При­мер 7. Уста­но­вить, при каких зна­че­ни­ях пе­ре­мен­ных не имеет смыс­ла дробь .

Ре­ше­ние..

По­лу­ча­ет­ся, что дробь не имеет смыс­ла при . Но можно воз­ра­зить, что это не так, по­то­му что: .

Может по­ка­зать­ся, что если ко­неч­ное вы­ра­же­ние равно 8 при , то и ис­ход­ное тоже воз­мож­но вы­чис­лить, а, сле­до­ва­тель­но, имеет смысл при . Од­на­ко, если под­ста­вить  в ис­ход­ное вы­ра­же­ние, то по­лу­чим  – не имеет смыс­ла.

Ответ..

Чтобы по­дроб­нее разо­брать­ся с этим при­ме­ром, решим сле­ду­ю­щую за­да­чу: при каких зна­че­ни­ях  ука­зан­ная дробь равна нулю?

 (дробь равна нулю, когда ее чис­ли­тель равен нулю) . Но необ­хо­ди­мо ре­шить ис­ход­ное урав­не­ние с дро­бью, а она не имеет смыс­ла при , т. к. при этом зна­че­нии пе­ре­мен­ной зна­ме­на­тель равен нулю. Зна­чит, дан­ное урав­не­ние имеет толь­ко один ко­рень .

 Правило нахождения ОДЗ

Таким об­ра­зом, можем сфор­му­ли­ро­вать точ­ное пра­ви­ло на­хож­де­ния об­ла­сти до­пу­сти­мых зна­че­ний дроби: для на­хож­де­нияОДЗ дроби необ­хо­ди­мо и до­ста­точ­но при­рав­нять ее зна­ме­на­тель к нулю и найти корни по­лу­чен­но­го урав­не­ния.

Мы рас­смот­ре­ли две ос­нов­ные за­да­чи: вы­чис­ле­ние зна­че­ния дроби при ука­зан­ных зна­че­ни­ях пе­ре­мен­ных и на­хож­де­ние об­ла­сти до­пу­сти­мых зна­че­ний дроби.

Рас­смот­рим те­перь еще несколь­ко задач, ко­то­рые могут воз­ник­нуть при ра­бо­те с дро­бя­ми.

 Разные задачи и выводы

При­мер 8. До­ка­жи­те, что при любых зна­че­ни­ях пе­ре­мен­ной дробь .

До­ка­за­тель­ство. Чис­ли­тель – число по­ло­жи­тель­ное. . В итоге, и чис­ли­тель, и зна­ме­на­тель – по­ло­жи­тель­ные числа, сле­до­ва­тель­но, и дробь яв­ля­ет­ся по­ло­жи­тель­ным чис­лом.

До­ка­за­но.

При­мер 9. Из­вест­но, что , найти .

Ре­ше­ние. По­де­лим дробь почлен­но . Со­кра­щать на  мы имеем право, с уче­том того, что  яв­ля­ет­ся недо­пу­сти­мым зна­че­ни­ем пе­ре­мен­ной для дан­ной дроби.

Ответ..

На дан­ном уроке мы рас­смот­ре­ли ос­нов­ные по­ня­тия, свя­зан­ные с дро­бя­ми. На сле­ду­ю­щем уроке мы рас­смот­рим ос­нов­ное свой­ство дроби.


(52 баллов)