Примерно в это же время начался процесс установления более прочных связей между королем и дружинниками. Если последние по традиции получали за службу боевого коня, оружие и угощение на пирах, то теперь им передается земля. Новая практика была вызвана к жизни действием следующих факторов: 1) исчерпанием земельного фонда, бывшего в распоряжении короля, и затруднением в связи с этим раздачи земель на правах аллода; 2) переходом при формировании войска от пешего народного ополчения к тяжеловооруженным конным отрядам, показавшим свою высокую эффективность в сражениях с арабами.
Именно тяжеловооруженные конники и начали печать от короля за свою службу земельные пожа-
яния в пожизненное владение — бенефиции. Бе-Л° ьнпнарий мог быть лишен земли в случае акта! ь онии, т. е. уклонения от выполнения своих обя-нностеи. После смерти бенефициария земля возвратилась к прежнему владельцу, но могла быть и пере-яна сыну умершего при условии отдельной присяги я выполнения отцовской службы. С течением времени бенефициариев начали заводить себе и магнаты.
Новая форма землевладения не сразу стала пользоваться доверием у бенефициариев. С этим связано их стремление поправить за счет полученных земель хозяйственное положение своих аллодов.
Если высшие слои общества приобретали внутреннюю иерархию, основанную на личной службе и получении за нее бенефиций, то низшие слои формировали относительно однородную группу зависимого крестьянина. Средний слой — аллодисты — размывался: часть из них переходила в разряд бенефициариев, часть попадала в поземельную или личную зависимость от магнатов или церкви.
Политическая организация. Основными элементами политической организации германского племени в период перехода от военной демократии к государству были следующие: 1) народное собрание и полноправие всех свободных членов племени, способных держать в руках оружие, для решения вопросов управления; 2) совет старейшин с правом суда; 3) выборные военные предводители, которые уже успели обзавестись постоянной дружиной.
По мере развития общества эта форма начинает наполняться новым содержанием. Народное собрание распадается на две части: простые воины собираются в рамках мелких административных единиц государства и решают вопросы местного уровня, бенефициа-рии созываются королем несколько раз в год на отдельные съезды. Совет старейшин превращается в совет знати при короле. Королем же становится бывший выборный военный предводитель. Он стоит над обществом, имеет символ своей власти — корону. В различных формах закрепляется принцип наслед-
венной власти: выборы королей из представителей
ределенного рода, введение института совместного правления, когда при жизни короля и под его конт ролем воины возводили на трон его сына.
Прочным фундаментом для королевской власти стали ее право на распределение земельного фонда страны через бенефиции и пожалования, контроль над налоговой системой, административной и судеб-ной властью, право высшей юрисдикции («право жизни и смерти») .
Страна в целом была под более-менее эффективным контролем центральной власти. Территория разбивалась на сотни. Несколько сотен объединялись в графства во главе с королевскими должностными лицами — графами, маркграфами, виконтами.
Потенциальными конкурентами короля в деле управления страной выступали крупные землевладельцы, представлявшие бывшую племенную знать (магнаты) . Чтобы заручиться их поддержкой, короли давали им иммунные грамоты, гарантировавшие невмешательство центральной власти в дела их владений. Фактически это означало передачу магнатам части административных и фискальных функций в отдельном регионе страны.
Претендовали на свою долю власти и графы, получившие от короля право на передачу должности и титула своим сыновьям по наследству.
В итоге политическая власть на территории страны начинает перераспределяться между королевским дворцом и альтернативными центрами политического влияния, становящимися проводниками тенденции к сепаратизму