Фигура Чацкого определяет конфликт комедии, обе ее сюжетные линии. В монологах и репликах Чацкого, во всех его поступках выразилось то, что важнее всего было и для будущих декабристов: дух вольности, свободной жизни, ощущение, что «вольнее всяких дышит» . Свобода личности - вот мотив времени и комедии А. С. Грибоедова, причем свобода и от обветшалых представлений о любви, браке, чести, службе, смысле жизни. Чацкий и его единомышленники стремятся к «искусствам творческим, высоким и прекрасным» , мечтают «в науки вперить ум, алчущий познаний» , жаждут «возвышенной любви, перед которой мир целый… - прах и суета» . Всех людей они хотели бы видеть свободными и равными. Стремление Чацкого - служить Отечеству, «делу, а не людям» . Он ненавидит все прошлое, в том числе рабское преклонение перед всем иностранным, угодничество, низкопоклонство. Молчалин и Чацкий - это главные и наиболее яркие герои комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» . Они являются представителями двух сторон жизни России, двух больших групп, сложившихся в обществе того времени. Одни - «гордецы» , которые, по словам Фамусова, «рыскают по свету, бьют баклуши» , а другие, по определению Чацкого, «не в войне, а в мире брали лбом, стучали об пол не жалея» . Сравнение Молчалина и Чацкого в комедии показывает, что «Молчалины блаженствуют на свете» , тогда как Чацкий не может быть принят и понят в московском обществе. Но еще до развязки автор сталкивает их один на один, чтобы полнее раскрыть характеры обоих героев.