Основные идеи эпохи Просвещения.
Эпоха
Просвещения - это период идеологической
подготовки к утверждению политической
власти буржуазии. В этот период происходит
утверждение буржуазных ценностей таких
как: ценность жизни, свободы и равенства
(юридические, понятия), ценность частной
собственности. Особую ценность приобретает
разум. Идеалом этой эпохи становится
просвещенный правитель, который заботится
о просвещении своего народа.
Эпоха
Просвещения начинается в наиболее
развитой экономически стране - Англии.
Писатели
Дж. Свифт, Д. Дефо, А. Смит были английскими
просветителями. А. Смит был профессором
морали, его заинтересовал вопрос, в чем
причина богатства. Он считал, что основа
любого богатства - труд. Он положил
начало трудовой теории стоимости и
политической экономии.
Философ
Джон Локк (1632-1704) преподавал греческий
язык, изучал естественные науки, был
основателем метеорологии, делал
предположения о возможности переливания
крови.
Он
был сторонником эмпирической теории
познания и утверждал, что не существует
врожденных идей и принципов, а все знания
приобретаются из опыта. Он различал
качества, которые воспринимаются
ощущениями как первичные (протяженность,
форма, плотность) вторичные (цвет, запах,
звук, вкус).
Локк
считал, что существует рефлексия -
внутреннее состояние и деятельность
духа, внутренние чувства. По мнению
Локка идеи сообразны с действиями.
Эмпирические
воззрения Локка легли в основу его
педагогических взглядов. Все знания -
приобретаются из опыта. Душа ребенка -
чистая доска. Должен действовать принцип-
гуманизма.
Он призывал к веротерпимости.
Дэвид
Юм(1711-1746) был на дипломатической службе
во Франции; был знаком со многими
французскими просветителями. В философских
взглядах Юма переплелись взгляды Локка
и Беркли. Вслед за Локком считал, что
первичный уровень познания связан с
внешним опытом, вторичный уровень- это
чувственные образы памяти, желания,
страсти. Практически Юм не сомневался
в существовании материального мира, но
теоретически этот вопрос для Юма был
открыт. В этом его взгляды сходились с
взглядами Беркли. Таким образом, Юм
приверженец агностицизма- течения
философии, которое утверждает, что
полное познание мира невозможно. Юма
также интересовал в гносеологии учение
о причинности, он один из первых
разрабатывал его. Юма интересовали и
этические проблемы. В его этике было
три основных принципа: гедонизм,
утилитаризм, альтруизм.
Юм
критиковал религию и церковь, был
непреклонен в этих вопросах.
Французское
просвещение.
Вольтер
(1694 – 1778) – Франсуа Мари Аруэ.
Философские
взгляды Вольтера опирались на философию
Локка и научные взгляды Ньютона.
Вольтер
придерживался взглядов деизма – течения,
которое утверждает, что начало мира
положил Бог, привел его в движение, а
затем самоустранился, и мир стал
развиваться по естественным законам.
Вольтер
не прибегал к помощи религии для
объяснения природных явлений. Вольтер
в своих трудах «Философские письма»,
«Трактат о метафизике», «Философский
словарь» Вольтер подошел к пониманию
идеи вечности материи, ее объективного
существования и вечного движения.
Вольтер
считал, что сознание – это атрибут
материи и оно зависит от строения тел.
В этих вопросах Вольтер тяготел к
материализму.
Вольтер
сотрудничал с создателями французской
энциклопедии.
Дени
Дидро (1713 – 1784)
В
1747г. в работе «Философские мысли» Дидро
предстает как деист ( последователь
деизма). В 1749 г. выходит его следующая
работа, в которой он выступает как атеист
материалист.
Взгляды
Дидро наиболее материалистически
последовательны. Дидро утверждал, что
материя – это объективная реальность,
которая существует вне человеческого
сознания. Дидро считал материю
единственной субстанцией, причина
существования которой – она сама. Он
отличал единство материи и движения,
отрицал существование абсолютного
покоя. Причину движения видел во
внутренней противоречивости материи.
Дидро пытался преодолеть механистические
взгляды. Дидро считал, что всей материи
присущи ощущения. Дидро был сторонником
теории общественного договора - это
теория происхождения государства,
которая утверждает, что оно образовалась
в результате договора между людьми.
Дидро принимал активное участие в
создании французской энциклопедии.
Также как и Вольтер, он состоял в переписке
с Екатериной II.
Дидро
завещал свою личную библиотеку России.
Жан
Жак Руссо (1712 – 1778)
- был
сторонником деизма и считал, что
невозможно до конца понять сущность
материи и сознания. Он был сторонником
сенсуализма, т.е . в его теории познания
предпочтение отдавалось чувствам, как
основному источнику знаний о мире.
Анализируя развитие общества. Руссо
пришел к выводу , что все пороки общества
связаны с имущественным и социальным
неравенством. Все пороки концентрируются
в городах, поэтому детей лучше воспитывать
в загородных усадьбах («Эмиль или о
воспитании», «Юлия» - см. историю
образования)
Вывод
Французское
просвещение идеологически подготовило
французскую буржуазную революцию,
лозунг которой: свобода, равенство,
братство.