Главным произведением, вершиной творчества драматурга явилась комедия
“Недоросль”. Одной из центральных проблем, настойчиво ставившихся
просветителями XVIII века, было воспитание — создание новых поколений
передовых людей. В комедии Фонвизина это одна из главных проблем. По
указу Петра I все малолетние дворянские сынки-недоросли обязаны были
иметь знания по закону божию, грамматике, арифметике. Без этого они не
имели права ни жениться, ни поступать на службу. Их предписывалось
отдавать в солдаты или матросы без выслуги. Именно поэтому Простакова и
нанимает учителей Митрофанушке. Но из этого ничего путного не
получается, так как “через воспитание разумели они одно питание”,— как
говорил герой Фонвизина. Но вместе с тем нарисованная в “Недоросле”
картина по своему содержанию гораздо шире, чем просто показ дурного
воспитания. Пьеса постепенно перерастает в резкое обличение
крепостничества. Бесчеловечное обращение “презлой фурии” не только с
крепостными, но и грубость ее по отношению к мужу, воспитаннице Софье
все возрастает. Простакова пользуется неограниченной властью над людьми.
Она взяла себе право бранить всех и вся. Не встречая серьезного
сопротивления, она распоясалась, временами теряя человеческий облик.
Фонвизин реалистично показывает картины жизни в помещечьей усадьбе.
“После того, как мы все отняли у крестьян, — сетует помещица, — отнять
больше нечего”. Вот в чем видит она беду. Жажда наживы толкает
недобросовестных помещиков на неблаговидные поступки. Они так привыкли к
безнаказанности и вседозволенности, что даже с равноправными готовы
поступать так же, как с крепостными крестьянами. Госпожа Простакова, не
боясь последствий, хочет принудить Софью к браку с Митрофаном.
Чадолюбивую мать останавливает только сила. Решительное вмешательство
Милона предотвращает беду. Госпожа Простакова понимает только язык силы:
рассуждение, здравые мысли, доводы — это все ей недоступно, выше ее
понимания. Переход от насилия к покорности у нее происходит молниеносно.
Только что она была властной барыней и тут же унижающаяся, плачущая,
жалкая женщина. Способная всех и вся унизить, Простакова с легкостью
унижается сама. Сцена не только комична, но страшна. Имение Простаковых
идет в опеку, понимая это, помещица решается на отчаянный шаг. Она на
коленях умоляет Правдина, Стародума, Софью пощадить “жестокосердечную
помещицу”. Для Простаковой нет границ унижения, она понятия не имеет о
человеческом достоинстве. Бездумная материнская любовь Простаковой так
же терпит крах. Чувствуя, что почва уходит у нее из-под ног, Простакова
бросается к сыну, ища у него любви, понимания, защиты. Митрофан ведет
себя соответственно полученному воспитанию. Он видел вокруг себя
хамство, неуважение к человеку и поступает подобающим образом: “Да
отвяжитесь, матушка, как навязалась... ” —бросает он небрежно матери.
Потерявшая власть и силу, она не нужна ему. Он будет искать новых
могущественных покровителей. ' Фигура Митрофана становится страшнее,
зловещее, чем стар-' шее поколение Скотининых — Простаковых. У них были
хоть какие-то привязанности. Митрофан же невежествен, не имеет' никаких
моральных принципов и, как следствие этого, агрессивен. Отказывая в
помощи матери, Митрофан показывает себя законченным негодяем. Написанная
более двухсот лет назад, комедия “Недоросль” не потеряла своей
актуальности и для нас. Проблемы, поставленные и решаемые Фонвизином,
так же остры и актуальны сегодня. . Вопросы воспитания, служения
Отечеству, нравственные принципы человека, вероятно, относятся к разряду
“вечных”. И каждое поколение будет решать их по-своему, но никогда не
откажется от них, не отмахнется, как от малозначительных, потерявших
насущную необходимость. Комедия “Недоросль” не только заняла достойное
место в классической литературе, но пополнила и золотой фонд русского
театра.