В прозе А. П. Платонова появляется новый тип героя — странствующий
философ, пытающийся понять «смысл частного и общего существования» и
стремящийся найти путь ко всеобщему счастью. Философские убеждения
самого писателя естественным образом передались и героям его прозы,
поэтому, чтобы понять своеобразие внутреннего мира платоновских героев,
необходимо уяснить особенности мировоззрения самого писателя.
Неисправимый
идеалист и романтик, Платонов верил в «жизненное творчество добра» , в
«мир и свет» , хранящиеся в человеческой душе, в занимающуюся на
горизонте истории «зарю прогресса человечества» . Писатель-реалист
Платонов видел причины, заставляющие людей «экономить свою природу» ,
«выключать сознание» , переходить «изнутри вовне» , не оставляя в душе
ни единого «личного чувства» , «терять ощущение самого себя» . Он
понимал, почему жизнь на время «оставляет» того или иного человека,
подчиняя его без остатка ожесточенной борьбе, почему «неугасимая жизнь»
то и дело гаснет в людях, порождая вокруг мрак и войну. Платонов
синтезировал в своем творчестве идеи многих философских направлений и
школ. Отзвуки этих теорий мы находим у героев его произведений.
Например, уверенность главного героя романа «Чевенгур» в том, что с
помощью труда можно достичь всеобщего счастья, отсылает нас к философии
«общего дела» Федорова; а мысль о том, что человечество — «единое
существо» , перекликается с идеями русского космизма. Последнее особенно
близко Платонову и его героям : «Человечество — одно дыхание, одно
живое, милое существо. Больно одному, больно всем. Умирает один, умирают
все» . Труд является средством познания мира, с его помощью человек
должен победить силы природы (в мире Платонова природа — враждебная
человеку стихия) , достичь всеобщего счастья. Мысль о том, что именно
труд — это путь человечества к счастью и средство познания мира, глубоко
переживается всеми героями Платонова .
А. Платонов принадлежит к
тем немногочисленным авторам, кто услышал в революции не только
«музыку» , но и отчаянный крик. Он увидел, что добрым желаниям иногда
соответствуют злые дела, а в замыслах добра кто-то предусмотрел для
усиления своей власти уничтожение многих ни в чем не повинных людей,
якобы мешающих общему благу. Все, что было опубликовано из произведений
Платонова до последних лет, не могло дать полного представления ни о его
мощи как писателя, ни совершить той работы по формированию духовности
человека, которая оказалась под силу таким произведениям, как «Котлован»
, «Чевенгур» , «Ювенильное море» .
Герои-романтики
Платонова политикой как таковой не занимаются. Они рассматривают
свершившуюся революцию как решенный политический вопрос. Все, кто этого
не хотел, потерпели поражение. И еще потому они не занимаются политикой,
что в начале 20-х годов новое советское государство еще не сложилось,
сложилась власть и аппарат власти У меня так)