Государство Караханидов (942-1210 гг). После распада
в Х веке Карлукского каганата на территорию Восточного Туркестана,
Семиречья, Южного Казахстана и Средней Азии возникло новое государство –
государство Караханидов (942 – 1210 гг). Родоначальником династии
Караханидов принято считать Сатук–Богра – хана (915 – 955 гг.), который
подчинил Тараз и Кашгар. В 942 году Сатук сверг правителя в Баласагуне и
объявил себя верховным каганом. С этого времени началась история
государства караханидов. В государстве караханидов входили такие
тюркские племена как ягма, чигили, карлуки и другие.
Главную роль в государстве играли чигили и ягма. Государство было
разделено на две части или на два удела. Верховный каган с титулом
Арслан Карахан был правителем восточной части государства, ставка его
находилась в г. Баласагуне, второй каган с титулом Богра Кара хан владел
западной частью государства, ставка находилась в г. Таразе. Власть в
ханстве передавалась не по наследству, а по так называемой «лестничной
системе» от старшего брата к младшему.
При хане Мусы (сын Богра хана) в 960 году ислам был объявлен государственной религией.
Завоевательное движение тюрков в Мавераннахр привело к быстрому
падению Государство Саманидов. В 992 г. Каган караханидов Богра хан
Харун захватил Бухару, в 996–999 гг его преемник Наср I овладел всем
Мавернахром. Центральная власть в караханидском государстве была слабой.
Государство было поделено на многочисленное уделы с неустойчивыми
границами. Уделов правили члены караханидского рода илек–ханы. Удельные
правители обладали большими правами, плоть до чеканки монет со своим
именем.
Государство караханидов не было простым повторением
прежних государственных образований. В отличие от политических
устройств кочевых обществ на территории Казахстана военное управление
караханидов было отделено от административного.
Государственно-административная структура основывалась на иерархическом
принципе.
Важнейшим социально–политическим институтом в государстве Караханидов была военно-ленная система.
В чем ее суть? Каганы жаловали своим родственникам и приближенным права
на получение с населения района, области или городов налогов, до того
взимавшихся в пользу государства. Такое пожалование получило название
«икта» (араб), а держатель икты назывался иктадар или мукта. В
последствии икта превращается в наследственное право феодала т.е. в
собственников земли. Существовало несколько категорий икты. Наряду с
иктой существовали и другие формы земледелия. Крупным земледельцем было
мусульманское духовенство, им пренадлежали «вакфные земли», доходы с
которых не облагались налогом. Наряду с указанными формами, существовало
мелкое крестьянство и общинное землевладение. Наиболее распространенной
формой эксплуатации была издольщина. С усилением эксплуатации получает
развитие институт «оманноции», т.е. переход бедных крестьян под
покравительство богатых земледельцев. С 60-70-х годов XI века начинаются
столкновения государства с сельджуками, в результате которых
ослабленное децентрализацией, т.е. деления на уделы обусловило рост
феодальной раздробленности, усилению междоусобиц, что привело к
ослаблению государства и караханиды оказались в зависимости от
сельджуков, особенно при сельджукском султане Санужаре (1118 – 1157).
Вторжение каракиданей в 30-х–начало 40-х годов ХІІ века совсем ослабило
государство караханидов. В 1212 г. Остатки государства караханидов были
ликвидированы Хорезмшахом Мухаммедом II.