Роль и физиономия Чацких неизменна. Чацкий больше всего обличитель лжи и всего, что отжило. Он знает, за что он воюет.
Он очень положителен в своих требованиях. Он требует места и свободы своему веку. Его возмущают безобразные проявления крепостного права, безумная роскошь и отвратительные нравы.
Его идеал «свободной жизни» — это свобода от всех цепей рабства.
И Фамусов, и другие знают это, и, конечно, про себя все согласны с ним, но борьба за существование мешает им уступить.
От страха за себя Фамусов клевещет на Чацкого, когда тот заявляет ему свою скромную программу «свободной жизни».
Он лжет, потому что ему нечего больше сказать. Старая правда никогда не смутится пред новой — она возьмет это новое, правдивое и разумное бремя на свои плечи.
Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар количеством свежей.
Он вечный обличитель лжи. Чацкий воин, притом победитель, но передовой воин, застрельщик и — всегда — жертва.
Всеми Чацкими управляет раздражение при различных мотивах. У кого, как у грибоедовского Чацкого, любовь, у других самолюбие или им достается в удел свой «мильон терзаний».
Чацкие живут и не переводятся в обществе, повторяясь на каждом шагу, в каждом деле, где под одной кровлей уживается старое с молодым. Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого — и кто бы ни были деятели, около какого бы человеческого дела ни группировались люди, им никуда не уйти от двух главных мотивов борьбы: от совета «учиться, на старших глядя», с одной стороны, и от жажды стремиться от рутины к «свободной жизни», вперед и вперед — с другой.
Вот отчего не состарился до сих пор и едва ли состарится когда-нибудь грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия. Делают упрек Грибоедову в том, что будто Чацкий не облечен так художественно, как другие лица комедии, в плоть и кровь, что в нем мало жизненности. Нет, Чацкий, по нашему мнению, наиболее живая личность и как человек, и как исполнитель указанной ему Грибоедовым роли.
только такой нашла