Вся культура стран Халифата в период раннего Средневековья была связана с зародившейся на этой земле новой религией — исламом, основоположником которой стал пророк Мухаммед. Поклонники новой религии стали именоваться мусульманами (т.е. «вручившими себя Богу»), а сама же основанная Мухаммедом религия получила название ислам(«покорность Богу»). Мухаммед говорил о себе только как о последнем пророке («печати пророков»), который был послан Богом для вразумления людей. Среди своих предшественников он называл Мусу (Моисея), Юсуфа (Иосифа) и Ису (Иисуса).После смерти Мухаммеда высказанные им мудрые изречения (откровения, переданные ему Богом) были сведены в главы (суры) и составили Священную книгу мусульман — «Коран» (по-арабски «чтение»), которая поныне является основным источником исламского вероучения.
Вероучение ислама опирается на "пять столпов". Все мусульмане должны верить в единого Бога —Аллаха и пророческую миссию Мухаммеда. Исламский «символ веры» выражается словами: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его». Для мусульман обязательна пятикратная ежедневная молитва (намаз) и пятничная молитва в мечети. Все мусульмане должны соблюдать пост и священный месяц Рамадан и хотя бы однажды совершить паломничество в Мекку — хадж. Эти обязанности дополняются долгом в случае необходимости участвовать в священной войне за веру — джихаде.
Арабская литература.
В VII—X вв. для всего огромного региона от Мавераннахра до Испании языком межнационального общения стал арабский язык. Культуру этого региона условно называют арабской, или мусульманской.
Наибольший расцвет арабской культуры приходится на VIII - XI вв. В начале этого периода были записаны многие произведения доисламской арабской устной поэзии. На базе староарабской поэзии, а также Корана сложился классический арабский языкСредневековья.
Поэзия тех времен во многом продолжала старые традиции, сохраняя свой жизнерадостный тон и воспевая старые традиции, любовь, веселье, вино.
В прозе был популярен жанр любовно-приключенческих рассказов и анекдотов из быта разных слоев населения. В X—XI вв. сложился знаменитый сборник сказок «Тысяча и одна ночь», в который вошли переработанные и перенесенные в арабскую среду сюжеты персидских, индийских, греческих и иных сказок народов ближайших к арабам стран.
Центрами науки были Куфа, Басра, Харрон, Багдад. В Багдаде был создан «Дом науки», представлявший собой соединение своего рода библиотеки, академии, обсерватории и коллегии переводчиков.
В IX в. во многих городах Халифата появились публичные библиотеки и обсерватории. В X в. сложился тип средней и высшей мусульманской школы—Мадраса (медресе).
Значительных успехов достигла философия, воспринявшая эллинисти-ческое наследство, в частности идеи Платона, Аристотеля, неопифагорцев. Наиболее известными философами являлись ал-Кинди (IХв.),ал-Фараби(Хв.), Ибн Сина. Близкий к карматам философский кружок в Басре («Братья чистоты») составил энциклопедию философских научных достижений своего времени (конец IX в.). Многие из философов и ученых были энциклопедистами. Так, Ибн Сина известен как философ, медик и поэт, ал-Бируни — филолог, историк, математик, астроном.
К IX—XII вв. завершилась разработка ортодоксальной системы исламской теологии, появился культ святы