Происхождение термина «барокко» иногда связывают с португальским словом, означающим «жемчужина неправильной формы» .
В живописи стиль барокко проявляется в том, что уничтожается контур: фигуры сливаются с фоном, выступают лишь отдельные освещенные поверхности. Противопоставление линейного и объемного сменяется противопоставлением плоского и пространственного. Нарушается симметрия и преобладает диагональная композиция.
В скульптуре — линия исчезает, грани закругляются, в контуре более нет коротких, замкнутых линий. Мотив спирали получает развитие. Так, ведущий скульптор барокко Л. Бернини гордился своим умением подчинять материал, придавать твердому мрамору мягкие, гнутые, витые формы, делать его гибким, как воск, и этим объединять скульптуру с живописью.
В архитектуре — увеличение масштаба, массивность, колоссальность пропорций. Появляется цельный и единый фасад. В интерьере церквей боковые приделы сливаются с главным, создается одно огромное помещение. Барокко смело изгоняет прямые линии и острые углы из здания. Мрамор заменяется травертином. Губчатость этого камня вполне соответствует требованиям барокко, которому чуждо совершенное расчленение массы материала. Поэтому колонны были заменены пилястрой, лучше связанной со стеной.